Олимпиада в кармане - «Спорт»
Василий Кикнадзе: «Сочи-2014 покажем в лучшем виде. А тренируемся на митингах»
Время бежит. Оглянуться не успели, а далекая, казалось бы, родная зимняя Олимпиада в Сочи уже на носу. И ее в лучшем виде должны встретить и провести не только спортсмены и организаторы, но и наше любимое телевидение. Для полной победы в этом «виде спорта» создана специальная организация — АНО «Спортивное вещание». Вот ее генеральный директор, хорошо всем известный Василий Кикнадзе, нам и расскажет о возможных революционных изменениях в качестве будущей телекартинки с сочинской Олимпиады.
— Что это за организация?
— Здесь объединились три телекомпании: ВГТРК, Первый канал, НТВ+ и информационное агентство «РИА Новости». Цель — создание картинки Олимпиады в Сочи-2014 посредством национального телевизионного сигнала. Национальный здесь ключевое слово. Вообще картинку создает Международный олимпийский комитет, у которого есть специальная структура под названием ОБС.
— ОБС — звучит символично.
— В картинке, выдаваемой в эфир ОБС, мы будем замещать кадры, которые покажутся недостаточно интересными для российского зрителя, на более нам близкие. Например: идет трансляция соревнований по биатлону, вот там мы максимум внимания уделим нашим ребятам на стрельбе.
— Чем-то это похоже на «Евроньюс», где Россия как соучредитель тоже имеет право отбора сюжетов по верстке, более близких нам.
— В принципе да. Американцы и канадцы вообще 80 процентов общего сигнала Олимпиады будут показывать по-своему. Для этого они всегда привозят свою огромную команду, сотни человек. У них отдельные офисы, своя охрана. Они заранее пишут сценарий тех соревнований, где ожидают побед, еще года за два до Олимпиады готовят сюжеты о своих звездах. Это то, что по-английски называется story.
— Так это же здорово! Хотя мы опять будем лишь учениками у американцев.
— И ничего зазорного в этом нет. Мы тоже должны выработать технологию создания историй про отечественных звезд спорта, и для этого нам вместе с каналами придется много работать. Зато техническое обеспечение мы уже имеем. Первое и самое главное — мы получим возможность нахождения на каждом олимпийском объекте во время соревнований благодаря тому, что там будут стоять наши телевизионные станции.
— А раньше как было?
— Начиная с 1992 года, с Олимпиады в Барселоне, мы полностью показывали единую международную картинку, которую формировала ОБС. А вот на Олимпиаде-80 в Москве было по-другому, потому что за производство картинки отвечал Советский Союз, Гостелерадио. Это общепринятый вариант, хозяева всегда имели право первой ночи. А в 92-м ситуация изменилась.
— А сейчас вы опять хотите восстановить суверенитет?
— Ну а как же иначе?! Вот представьте: во время хоккейного матча олимпийского турнира пришел на трибуну Александр Якушев. У вас есть уверенность, что режиссер международной трансляции из ОБС знает, кто такой Якушев? Так вот теперь мне не нужно бежать к режиссеру, тыкать пальцем: смотри, в четвертом ряду VIP-ложи появился... У нас есть 15-секундный кадр, как Якушев в суперсерии 72-го года забивает шайбу канадцам, и мы тут же это даем. Но это работа летчика-истребителя, ошибиться нельзя. Теперь мы действительно будем абсолютно самостоятельны. Это нам развязывает руки, потому что мы по-другому можем строить истории вокруг наших хоккейных звезд. К примеру, на протяжении всего матча мы сможем выделить одну камеру, которая будет следить только за одним хоккеистом, а под конец игры показать наиболее яркие куски с его участием. Это притом что основную ткань хоккейной трансляции будут снимать канадцы.
— То есть существует такое разделение труда?
— Просто в ОБС хорошо разбираются, кто является фаворитом в отдельных видах спорта. Например, биатлон будут показывать норвежцы. Но это всегда забавно, потому что то и дело на Олимпиадах в ежедневном режиме происходят брифинги, где выступают национальные делегации, которые обвиняют авторов «картинки» в том, что недостаточно показывают их спортсменов. Так что наш национальный сигнал поможет избежать нам подобных разборок.
— А как эту проблему решают ваши иностранные коллеги?
— В Европе существует целый ряд компаний, являющихся нашими партнерами-конкурентами, которые точно так же формируют свой национальный сигнал.
— То есть нынешний тренд — каждый расходится по своим квартирам?
— Пока это исключение. Одна такая национальная компания есть в Испании, две в Бельгии и еще есть в Швеции.
— А остальные, значит, экономят?
— Нет, они предпочитают просто арендовать. Ну а мы постараемся сделать так, чтобы у наших комментаторов не было необходимости заглядывать в компьютеры, для того чтобы определить, где находятся наши спортсмены. Постараемся, чтобы российские зрители в
любую секунду знали, что происходит с нашими спортсменами на бобслейной трассе, в Ледовом дворце, на горнолыжном склоне.
— Мы все надеемся, что в финале хоккейного турнира будут играть Россия и Канада. Какую картинку при этом увидит наш зритель?
— Сначала будет большое превью, акценты на наших звездах, которые наилучшим образом показали себя. Мы планируем использовать архивы всей Олимпиады, оперативный архив. Сможем мгновенно поднять любой фрагмент любого матча, и если у нас сегодня отличился, скажем, Ковальчук, то российские болельщики тут же в ускоренном режиме увидят все предыдущие лучшие моменты его игры на олимпийском турнире. К тому же представьте: наши зрители на трибуне с плакатами «Тамбов с вами, ребята!», «Ростов с вами!». Уверен, что операторы ОБС просто не обратят на это внимание, а наши обязательно покажут. Так что вся Олимпиада будет у нас в кармане.