Сочи-2014: гонка интернет-преследования - «Спорт»
Международный олимпийский комитет потребовал от России принять дополнительные меры для борьбы с пиратским видео во время проведения Олимпийских игр в Сочи. Требование МОК сводится к возможности быстро убрать пиратское видео с сайта, за несколько минут или часов. Летом в России был принят «антипиратский» закон, но комитет посчитал его недостаточно жестким для защиты своих интересов.
Международный олимпийский комитет (МОК) потребовал от оргкомитета Олимпийских зимних игр в Сочи 2014 года усилить контроль за появлением в рунете пиратских видеотрансляций Игр. Необходимо создать «группу быстрого реагирования» и наделить ее полномочиями «в течение нескольких минут или часов, а не дней» удалять незаконные видеотрансляции соревнований. Соответствующее письмо МОК направил в оргкомитет (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
В МОК считают, что в России принимаются недостаточные меры для борьбы с пиратством и широкая доступность пиратского видео может нанести серьезный вред имиджу Игр и их финансированию.
По мнению МОК, принятый летом 2013 года «антипиратский» закон не отвечает всем нормам защиты видеоконтента во время Игр и не обеспечивает необходимые меры защиты копирайта во время Игр, говорится в письме. В частности, процесс реагирования на жалобы правообладателей занимает слишком много времени.
Трансляции с сайтов должны убираться за считаные минуты или часы, а не дни.
МОК планирует совместно с правообладателями составить список сайтов, на которых потенциально может появляться незаконное видео, и потребовать от порталов предоставить «инструмент, позволяющий автоматическое и немедленное удаление несанкционированного контента». Данные сайты должны будут немедленно реагировать на уведомления МОК, в противном случае в отношении сайтов будут приняты меры по пресечению распространения незаконного контента, говорится в письме.
В случае если сайты не смогут оперативно удалять видео, к ним будут применены определенные меры наказания, выработанные «группой реагирования». В данную группу, по задумке МОК, должны войти представители профильных ведомств и государственных служб, перечень которых должна определить Россия. В письме МОК также попросил пояснить, как законодательно защищен олимпийский контент в России, в том числе какие наказания могут понести провайдеры.
Сейчас по поручению МОК оргкомитетом проводятся консультации, в том числе с АНО «Спортивное вещание», но говорить о решениях пока рано, сказала «Газете.Ru» представитель АНО «Спортивное вещание» Любовь Бушуева.
В Минкомсвязи сообщили, что им ничего не известно о письме и они «не комментируют слухи». В Олимпийском оргкомитете отказались от комментариев.
«Роскомнадзор к обсуждению этой инициативы не привлекался, экспертизы юридических и технических мер для такого контроля нашим ведомством не проводилось», — сказал пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Но Роскомнадзор готов подключиться к процессу обсуждения.
«Если на высшем политическом и законодательном уровне будут приняты соответствующие решения и Роскомнадзор получит необходимые полномочия, мы будем изучать этот вопрос», — сказал Ампелонский.
МОК является владельцем всех прав на Олимпийские игры, в том числе прав, связанных с «вещанием, записью, представлением, воспроизводством, доступом и распространением в любой форме и любыми средствами и способами, которые существуют в настоящее время или будут разработаны в будущем», говорится в хартии Олимпийских игр 2011 года.
В каждой стране есть правообладатель, который имеет права на трансляцию Игр. Как правило, это крупнейшие телеканалы страны.
В России права принадлежат АНО «Спортивное вещание», она приобрела их в интересах Первого канала, ВГТРК, НТВ+ и РИА «Новости», между которыми пропорционально разделены права на трансляцию Игр.
Есть компании-неправообладатели, они могут показывать контент с Олимпиады, руководствуясь новостными правами МОК. Им разрешено транслировать олимпийский контент не более шести минут в день и с определенными временными промежутками. Все телеканалы и новостные сайты, которые не обладают правами на трансляцию олимпийского контента и транслируют его, будут считаться пиратами, поясняют в «Спортивном вещании».
Осенью 2013 года радио «Спорт» (входит в медиахолдинг «Европейская медиагруппа») получило права на прямые трансляции зимних Олимпийских игр в Сочи и на создание обзорных программ с использованием в их названии слов «олимпийский» и «Олимпийские игры», рассказала «Газете.Ru» президент «Европейской медиагруппы» Екатерина Тихомирова. Сублицензия также подразумевает возможность использования талисмана Олимпийских игр рядом с логотипом радио «Спорт».
В России «антипиратский» закон вступил в силу 1 августа. Он предусматривает возможность блокировки операторами интернет-ресурсов, на которых размещены видео- или кинофильмы без разрешения правообладателя, а также ссылки на них. Правообладатели или их представители должны будут подать иск в Мосгорсуд. До момента рассмотрения дела суд может вынести решение о принятии обеспечительных мер — заблокировать доступ к ресурсу до рассмотрения дела в суде. Блокировкой будет заниматься Роскомнадзор, куда правообладатель сможет обратиться с судебным актом. В течение трех дней ведомство должно будет
потребовать от хостинг-провайдера и владельца ресурса удалить указанное видео с сайта. Если кинофильм или видео не будут удалены с сайта в течение трех дней, Роскомнадзор сможет ограничить доступ к странице, на которой размещены контент или ссылка на него. В случае если Мосгорсуд признает размещенный контент законным, ресурс будет разблокирован, а интернет-компания сможет подать ответный иск и потребовать возмещения ущерба, нанесенного в результате блокировки.
МОК напрямую не просит блокировать сайты, которые нарушают их права, а требует создать механизм, который бы позволил оперативно, за несколько минут, убрать видео с определенного сайта. Но по действующему законодательству процедура блокировки и устранения пиратского контента может занять несколько дней. Распространяется ли российское законодательство на те права, о которых говорит МОК, и можно ли удовлетворить их требования, опираясь только на «антипиратский» закон, непонятно.