Медитация в боевых искусствах - «Спорт»
Боевые искусства – это звучит внушительно, уважительно и красиво. Медитация – тоже красиво, но слегка настораживающее (особенно в контексте достижения целей, установок на успех и лидерство, а также способностей узреть то, чего не видно в яви).
Боевое искусство и медитация вместе – сочетание, известное при поверхностном изучении вопроса. Но копни чуть глубже, и вопрос возникнет серьёзный: для чего нужна медитация в БИ и что она из себя представляет? Ну и конечно – в какой позе медитировать, чтобы затем поразить всех соперников на расстоянии и достичь мастерства высшего уровня? (Если второй вопрос вас не беспокоит, можете смело читать дальше.)
Давайте для начала напомним сами себе главное. Любое боевое искусство, имеющее глубокие исторические и геополитические корни, – это обширная система, включающая в себя культуру народа, генетику, прикладные установки (чаще всего милитаристического свойства), образование и общий человеческий ценз. Именно по этой причине у каждого из нас отыщется в голове стереотип: самурай, сочиняющий хокку под осыпающейся сакурой. И пусть он наивен, этот стереотип, он отражает саму суть вопроса: прилежные занятия каллиграфией и точное своевременное движение тренированного адепта БИ – звенья одной цепи.
Одним из звеньев всё той же цепи является медитация – ментальная и духовная практика, являющаяся неотъемлемой частью культуры и религий Востока и Азии. Известная и удобная, словно поза лотоса. Неизвестная и неудобная для тех, чьи корни находятся далеко за пределами этих культур. И здесь кроется первый досадный подвох: научиться искусству – очень хочется. Но если полноценное боевое искусство – это особый строй мыслей, язык и культура, то – насколько возможно полноценное обучение? Особенно это актуально для тех БИ, которые считают медитативную практику неотъемлемой частью тренировок и образа жизни своих адептов. Как быть?
Медитация как… медитация
С самим понятием «медитация» за пределами Восточно-Азиатского региона всё обстоит забавно. Медитация – это что угодно: лечение неуравновешенных детей, искоренение комплексов, тренировка взаимодействий полушарий головного мозга, развитие творческих и аналитических способностей, лечение насморка, головных болей и, конечно же, попытка обрести особые знания, развить интуицию и согласовать себя с многочисленными тонкими материями, проникающими в наш мир. По этой причине медитация по своему корневому значению – размышление, созерцание – годится для любых целей.
И по этой же причине медитацию 21-го века, когда без совета психолога (Медитируте, батенька!) уже никуда, нужно чётко отделять от медитативной практики, связанной с культурой и религией. Медитативная практика, имеющая отношение и к боевым искусствам тоже – это, прежде всего, практика чёткой установки. Будь то классический буддизм, индуизм, синто, система даосских мировоззрений – медитативная практика имеет чёткую формулировку, своё предназначение и способ выполнения.
По этой причине я постоянно слышу от знакомых служителей буддийской школы гелуг предостережения. Нельзя сесть в позу в чистом поле или на татами, наслушавшись тренингов и прочитав об опыте визуализации чудесных идамов, и достичь просветления – это опасно для психического здоровья. Имея культурный и ритуальный опыт, приобретённый с детства, буряты и корейцы могут практиковать ментальную практику – ну, через одного.
Юношу или девушку, не имеющих представления о ментальной практике, нужно готовить и учить ей подчас годами. Если есть такая цель. И чаще всего эта цель носит религиозный характер. К интересующей нас теме серьёзная ментальная практика отношения не имеет.
Медитация и… профанация
Сегодня в угоду потребителю доступно всё: пицца на дом, гостиница завтра на другом краю света, кредит в золотых слитках не отходя от компьютера, обучение бесконтактному бою на вебинаре. (Чувствуется досада труженика онлайн-издания?) Безусловно, человек думающий и задавшийся серьёзной целью, знающий ответ на вопрос «зачем оно мне надо» и готовый много лет и сил отдать выбранному образу жизни (читаем боевому искусству), найдёт со временем и нужных инструкторов, и школы, и экипировку, и литературу.
Однако, к сожалению, найти сегодня школу боевых искусств, в которой осознанию «системы» уделялось хотя бы отчасти должное значение, крайне сложно. Тарантиновские триллеры – это красиво, но неправда, а если хотя бы помечтать – то сложно как материально, так и физически. А на деле чаще всего школа боевых искусств – это физическая крепость и уверенность в своих силах (только плюсы), престиж (под вопросом) и десятые даны, золотые пояса с сертификатами по стенам (без комментариев).
И нет никакой гарантии, что даже очень грамотный и увлечённый своим делом инструктор даст вам ответ на вопрос, вынесенный в лид. Он, скорее, пожмёт плечами и объяснит так: медитируем мы для того, чтобы научиться аккумулировать в себе энергию Ци, а затем ею управлять, максимально реализуя свои возможности во время боя. Мы медитируем, чтобы обострить свою реакцию и координацию движений, чтобы видеть в спарринге движения соперника на один шаг вперёд.
И это ещё хорошо, если ответ вашего инструктора будет именно таким – здесь есть полезные зёрна. Неплохо, если он ответит «Не знаю, так принято, это часть системы, заодно тренируем брюшное дыхание». А может сказать, что, правильно медитируя, вы научитесь управлять живущей в вас Ци, и со временем сможете, прикладывая Ци при захвате, коснувшись запястья оппонента одним большим пальцем, сломать ему руку, а нехороших хулиганов на улице вообще уложить на расстоянии. Вот от такого инструктора лучше сразу уходить, несмотря на все его совершенно законные сертификаты...
И каковы выводы?..
Вообще же, если попытаться проникнуть европейским взглядом в систему знаний БИ – почему именно ментальная практика? На этот вопрос ответить просто.
Медитация и… самореализация
Боевое искусство – это искусство взаимодействия головы и тела в наибольшей степени. Именно в этом, на мой взгляд, первое и главное отличие любого БИ от любого же вида спорта. Безусловно, голова нужна для всего – даже в стрелялках побеждать. Но именно в боевом искусстве взаимодействие и концентрация всех физических способностей – от дыхания до направления силы, позиции и применения правил – связаны с работой головного мозга максимально.
Почему же всё-таки мы наблюдаем отсутствие внятного обоснования и пояснения ментальной практики в БИ? Во-первых, как было уже сказано повыше – коренная медитация – занятие, европеиду несвойственное. Усадить мастера с чёрным поясом на бёдрах в позу лотоса и велеть расслабиться, полуприкрыв глаза, сжав зубы и используя брюшное дыхание – можно. Только добиться при этом от мастера медитативной практики вряд ли получится.
Во-вторых, и это вполне объяснимо, «трудности перевода». Далеко не каждый мастер готов тратить время и силы на то, чтобы научить адепта медитативной практике. Повторюсь, настоящая практика – это годы упорных тренировок. Только почему-то, когда мы говорим о годах, потраченных на приобретение знаний и силы, это нас не удивляет, а вот постичь природу будды или левитировать над ёлкой охота уже завтра. Более того, в любой ментальной практике, годной, в том числе и для БИ, есть свои особенности, которые литературными и методическими ресурсами не передашь.
И что ещё важнее – есть устойчивое ощущение, что делать этого нельзя. У меня есть знания, которыми я не стану делиться в популярной статье. У вас они тоже есть. Они есть и у моего учителя. Это уже частная практика. Частная ментальная практика именно с вашим учителем. В-третьих, а заодно в последних. Зачастую в школах БИ нет чёткого понимания – нужна ли эта практика вообще, поскольку жизнь школы напрямую зависит от количества учеников, соревнований, достижений – всё тех же сертификатов и поясов – и вновь учеников. Кушать ведь сегодняшним адептам тоже надо…
По этой причине, имея даже теоретически обоснованную потребность в базовых медитативных практиках, школы БИ не уделяют им внимания. Оттого и «медитация»: сели, успокоили мысли, подышали, представили себе огненный шар, который прошёл из правой руки в левую, ещё подышали, молодцы. Вреда – никакого. Пользы – немножко, потому что успокоили сердечно-сосудистую систему, выровняли дыхание и отдохнули. Тётки на фитнесе тоже так делают. Говорят, целлюлит быстрее рассасывается. Но, исходя из всей состоявшейся беседы, цепляемся за недосказанность.
Медитация в БИ – нужна. Она просто необходима адепту, стремящемуся быть скользящим питоном и внезапным тигром. А потому собираем формулу. Медитация в боевом искусстве – это ментальная тренировка, направленная на развитие интуиции, улучшение координации движений, установку чёткого самоконтроля и управление своим эмоциональным состоянием.
Если вам недостаточно подышать в неудобной позе во время тренировок; если тренер не может внятно вам объяснить смысл производимых пассов руками и вы никак не можете дождаться «ощущения движения Ци»; если вы стремитесь полноценно овладеть выбранным вами боевым искусством – учитесь медитации. Традиционно в каждой системе БИ «там, в горах, за каменной стеной монастыря» используется своя, авторская техника медитации – так же, как каждое БИ, доводясь до явного физического совершенства, трансформируется в новую, авторскую школу. Но есть одна, базовая практика, с которой начинается любая медитация, как БИ начинается с правильной стойки.
Это ментальная практика отключения задач. Она хорошо известна как «дзадзэн» – «сидячая медитация». Её основа и смысл заключается в полном рассредоточении тела и ума через их успокоение. Именно таким способом адепт может тренировать свои тело и ум. Кажущаяся простота этого занятия заканчивается там, где у вас сначала зачешется, а потом вы станете «не думать о белой обезьяне». Советуя вам дзадзэн, я не рискую вашим здоровьем и одновременно серьёзно озадачиваю, предупреждая о том, что эта практика исторически «работает» годами. В некоторых школах вообще принято считать, что регулярная многолетняя практика дзадзэн способна доставить адепта к спонтанному мышлению и «природе будды».
Однако в нашем случае важно то, что, тренируя полное отключение всех внешних факторов, созерцаний и мыслей, мы тренируем своё сознание и тело через максимальный отдых, практически им недоступный. Словно разобрав весь механизм на детали и очистив-смазав каждую, собираем его снова. Лучше? Бесспорно. О
дзадзэне можно найти достаточное количество качественной литературы – это актуально в том случае, если вас интересует история вопроса и количество коренных школ, практикующих дзадзэн.
Сама практика очень проста: учитесь отключаться. И обязательно помните, что практиковать дзадзэн вы должны в той позе, которая вам удобна, а не в той, в которой «правильно». Если вам комфортно брюшное дыхание – используйте его. Если пока нет (и куда смотрит ваш тренер…) – учитесь дышать, а потом совместите практику с дыханием на комфортном уровне. И конечно, с надеждой, ещё одно пожелание. Найдите учителя. Это может быть эмчи-лама из ближайшего буддийского дацана. Может быть знакомый основателя вашей школы. Но он должен стать именно вашим учителем. Мистические личности из центра оздоровления личности с косичками в бородах для этого не годятся.
Будьте осторожны. И – медитируйте!