Боевые искусства как фитнес - «Спорт»
Наверное, многие помнят, как в начале 90-х наши соотечественники вновь (а многие впервые) открыли для себя увлекательнейший мир восточных боевых искусств. Нет, единоборства практиковались в Советском Союзе и во времена «запрета на каратэ» – но то были сугубо прагматичные спортивные виды.
Со снятием же запрета к нам хлынули разнообразнейшие боевые искусства, сразу же нашедшие приверженцев. И наверное, основным мотивом занятий было научиться защищать себя. В то время это было оправданно: времена стояли смутные, и умение защитить себя было не лишним. К тому же это соответствовало изначальному предназначению боевых искусств: эффективно наносить повреждения себе подобным.
Но время идет, и нынешнему жителю мегаполиса обычно не приходится драться в подворотне с разбойниками, вооруженными ножами и дубинами. На войне также используется совсем иное оружие, нежели мечи и копья. По сути, боевые искусства как именно боевые в современном мегаполисе востребованы главным образом криминалом (да и то его малой частью) и сотрудниками силовых структур. Тем не менее боевые искусства все еще популярны. И недаром: это прекрасный, проверенный временем способ развиваться физически (выражаясь современным языком, фитнес). Да еще и позволяющий воспитать, развить целый ряд психологических качеств.
Для кого-то еще боевые искусства – способ приобщиться к культуре других народов. И это нормальная эволюция боевых искусств в современном мире. Просто всякий занимающийся должен сам себе четко ответить на вопрос о цели своих занятий, дабы идти к этой цели прямым путем и не питать излишних иллюзий.
Что же касается боевых искусств как фитнеса (этот термин я использую в широком смысле, как обозначение «не прикладных» боевых искусств), то они способны дать полноценную, разностороннюю физическую подготовку. Разумеется, при серьезном подходе к делу. Что касается попутного приобретения навыков самообороны, то это как повезет.
Если этой задачи не ставится специально, то их приобретение зависит от двух факторов: настроенности занимающегося и тренера на получение именно этого результата и конкретного вида боевого искусства. Что касается второго фактора, то как минимум тренировки должны предполагать ту или иную форму контактных спаррингов. Впрочем, речь сейчас о другом. Как правило, тренировки, независимо от вида, включают разминку, общую и специальную физподготовку, отработку техники и (не всегда) спарринговые упражнения.
Иногда «разминкой» называют всю первую часть тренировки – условно говоря, тренировка при этом делится на «разминку» и «технику». Хотя правильнее считать разминкой разогревочную часть, занимающую не более 10 % времени тренировки. Далее обычно идет физподготовка, направленная на развитие силы, выносливости, гибкости...
Уровень нагрузки варьирует очень сильно, в ряде школ физподготовкой вообще успешно пренебрегают. Так что рекомендую при выборе школы поинтересоваться значением физподготовки в выбранном виде БИ и конкретной секции. Например, борьба (среди восточных БИ это чаще всего дзю-дзюцу) предполагает серьезную физподготовку – как и другие контактные виды (таэквондо, ряд направлений каратэ). Серьезнейшая силовая подготовка и в таком традиционном (старом) направлении каратэ, как годзю-рю.
Напомню, что речь здесь – о фитнес-тренировках для взрослых людей, которых не интересует спортивная карьера. Вполне естественно, что подход к тренировкам в школах, ориентированных на подготовку спортсменов, совершенно иной. В общем, можно ориентироваться на то, какое место в тренировках занимают спарринги, в особенности контактные. Как правило, их наличие в значимом объеме будет означать и серьезную физуху с соответствующими нагрузками. Если нет – здесь вопрос с нагрузками вам прояснит только тренер конкретной секции.
Новички часто задают вопросы, можно ли им заниматься при наличии тех или иных проблем со здоровьем. Конечно, такой вопрос нужно задавать прежде всего врачу. Но! Врач смотрит со своей колокольни, и ему проще (да формально и правильнее) просто не разрешать. Но как известно, если очень хочется – то можно. Во всяком случае, масса людей (и я в том числе) занимаются при наличии противопоказаний. Просто будьте готовы к тому, что позаботиться о своем здоровье придется самостоятельно.
Кстати, в секциях принято требовать медицинскую справку – так что если противопоказания и в самом деле серьезные, вам придется договариваться либо с врачом, либо с тренером. Либо искать секцию, где справки не потребуют – но таких все меньше.
Предположим, вас допустили к занятиям. Теперь главный принцип: все по уму. То есть обязательно информируете тренера о проблемах со здоровьем. Если нужно, информируете и партнеров: например, если из-за плохого зрения вам нельзя получать удары в голову или проблемы со спиной не позволяют падать. И выбирайте на тренировках адекватных партнеров. В самом крайнем случае, если вас категорически отказываются принимать в секцию, попробуйте договориться с тренером об индивидуальных занятиях. И в любом случае будьте готовы к тому, что часть упражнений вы делать не сможете.
В принципе, большинство тренеров относятся к подобному нормально. Работают они отнюдь не с профессионалами, и люди, имеющие проблемы со здоровьем, в секциях не редкость.
Важный момент – выбор клуба и инструктора. Скажу, что критерии выбора, конечно, существуют – но довольно приблизительные. Если в западных спортивных системах есть общепринятые методики, которым примерно следуют все тренеры – в восточных все наоборот. В спортивных направлениях с единообразием методики дело обстоит лучше, в «традиционных» же – как повезет. И ни пояса и звания, ни титулы, ни список побед инструктора здесь ничего не значат. Он может быть прекрасным бойцом и при этом совершенно не уметь учить. И наоборот: отличный методист может вообще не иметь степеней, да и драться весьма посредственно.
Неплохим критерием служит умение тренера грамотно и доходчиво объяснить технику. На пробной тренировке обратите внимание на то, как он рассказывает, поправляет, понимаете ли вы лично объяснения. Если в зале присутствуют старшие ученики, присмотритесь: чему они научились? Как двигаются? Ученики – показатель мастерства тренера как методиста, а не как бойца.
Сейчас времена «диких» секций остались в прошлом и подавляющее большинство инструкторов принадлежат к каким-либо федерациям. Если для вас важен формальный рост (разряды, пояса, возможно и участие в соревнованиях), обратите на это внимание. Уточните, в какой федерации состоит ваш инструктор, и если нужно, поищите информацию о ней в Сети. Учтите, что федерацией может называться как большая международная организация, так и совсем небольшая.
Крупные организации, как правило, имеют серьезные международные связи; проводят семинары с приезжими мастерами; соответственно, больший вес имеет и пройденная у них аттестация. При этом совсем не факт, что в «карманной» федерации уровень обучения ниже или они не приглашают на семинары «носителей» школы с родины практикуемого боевого искусства. В любом случае, смотрите на серьезность преподавания. Навскидку, лучше, если тренерская деятельность является основной профессией преподавателя, а не средством дополнительного заработка.
Есть еще одна категория инструкторов: т.н. «самопальные» тренеры, как их часто называют. Как правило, это люди, преподающие часто вне клубов и федераций собственное видение какого-либо боевого искусства. Что сказать о таких? Как правило, люди знающие предостерегают от таких школ. Ибо чему учился инструктор, чему и как он учит – большой вопрос. Качество преподавания в таких школах бывает очень
сомнительным. Но! Именно среди таких инструкторов встречаются настоящие мастера, искренние энтузиасты и отличные инструктора.
Все очень просто: как правило, подобные мастера нашли какую-то свою «фишку», сформировали систему «под себя» и детально знают эту «свою» систему. Если случилось так, что их индивидуальный метод подходит вам или инструктор умеет находить подход к ученику – можно считать, что вам повезло. Мне не раз и не два встречались такие мастера, и впечатления от работы с ними остались самые лучшие.
Но бывают и откровенные шарлатаны, и просто люди, плохо подготовленные. Так что повторю: смотрите, как тренер ведет занятие, смотрите на старших учеников (не забыв поинтересоваться стажем занятий и предшествующим опытом в боевых искусствах). В общем, как и в любом другом случае: по уму.
Автор: Александр Смирнов