Почему на нашу сборную больно смотреть - «Спорт»
Иван Калашников считает результат матча с Бельгией неутешительным, но исторически оправданным.
На 14-й минуте Александр Кокорин получил мяч на чужой половине поля. Впереди лишь два центральных защитника, опорники не сидят на пятках, на правом фланге свободная зона – беги не хочу. Кокорин отпасовал назад. Перехват – и Кевин де Брюйне, вроде бы запертый на левой бровке, пробежал с мячом метров 40 сквозь всю российскую полузащиту, создав своей команде неплохой момент.
То, что разница в смелости принятия решений будет бросаться в глаза, было понятно и до матча. Непонятно было, насколько эта смелость поможет бельгийцам – весь этот выводок звезд из топ-чемпионатов пока не превратился в единообразно думающую команду. Несколько дней назад их энтузиазм на протяжении 70 минут сбивали не выходящие со своей половины поля алжирцы; теперь это – с тем же успехом – пытались повторить абсолютно послушные воле тренера игроки сборной России.
Понять решения Капелло совсем несложно. И Кержаков, и Дзагоев, и Денисов пригодились России в матче с Кореей ровно в тот момент, когда нужно было отыгрываться, компенсировать ошибку Акинфеева, мчать к воротам соперника за ответным голом. Безусловно, план Капелло на матч с Бельгией никак не мог быть таким. Выход Канунникова указал на то, что Россия сделала ставку на быстрые контратаки, а появление Козлова, видимо, было рассчитано на его умение сдержать соперника один в один – вспомните, как удачно он противостоял Криштиану Роналду в отборочном турнире.
Оба решения Капелло себя оправдали. Сдержать Азара было не так сложно – он явно не на пике физической формы и второй матч подряд играет вполсилы. Атаки с фланга Канунникова тоже были острее, включая эпизод с Алдервейрелдом, очень похожий на пенальти; правда, Максим далеко не всегда успевал за Мертенсом на помощь Комбарову. Только, наверное, нужно было сохранять этот игровой баланс до конца матча, потому что Азар все-таки воспользовался своим единственным моментом – когда вышедший на замену Ещенко убежал вперед, а на фланге против бельгийца оказался Василий Березуцкий.
Это прозвучит странно, но в каком-то смысле это удача – то, что сборная России всего один раз за этот матч оказалась в ситуации, где разница в футбольном менталитете, в широте границ дозволенного, в яркости индивидуального таланта выразилась в результате. Ну правда, нулевая ничья была бы прекрасным исходом – для такой команды, для такой задачи, для такого тренера.
Хорошо, что этот чемпионат мира получается настолько ярким. На фоне атакующих, скоростных, местами безрассудных команд особенно четко видно, что вся история сборной России мешает ей встать с ними в один ряд. Думаете, Россия лучше Мексики? Мексиканцы выходят из группы на пяти последних чемпионатах мира подряд. Думаете, сильнее Чили? Чилийцы, как и Россия, побывали на трех чемпионатах мира начиная с 1994-го, и на каждом показали шикарный футбол.
Сборная России, как и ее чемпионат, – это трудовая повинность, исправительные работы в качестве компенсации за огромные зарплаты, расслабляющий лимит и чиновников, управляющих футбольными клубами по разнарядке. Привычная сборная России на крупных турнирах – это неспособность выйти из группы, недовольство болельщиков и конфликты (ЧМ-94, Евро-96, ЧМ-02, дальше продолжать?). Помрачение коллективного бессознательного произошло только на Евро-2008, но я думаю, что даже в тот момент никто особо не сомневался, что наша сборная все равно не сможет так играть
всегда.
Наверное, Капелло в какой-то степени может быть доволен, что у него в команде нет звезд, способных противопоставить свой талант общекомандной задаче. Фабио не взял Аршавина, усадил на лавку Дзагоева, лишился из-за травмы Широкова. Ему остается лишь выдать оставшимся усредненным футболистам план на игру и надеяться, что они смогут его выполнить. Ни единого шанса выйти из группы по-другому у этой команды нет.
Я пойму каждого, кто напишет в комментариях, что лучше бы сборная России сыграла рискованно и опозорилась, чем вот так вот осторожно пихала друг другу мяч. Но сборная России никогда не играла рискованно (хотя довольно часто позорилась). Ждать от нее дерзости и красоты игры – примерно то же самое, что требовать наладить жизнь в стране путем немедленной революции, а в современном футболе нет большего контрреволюционера, чем Фабио Капелло. Лучше сразу приготовьтесь терпеть до 2018 года.