Уроки чужих побед для России - «Спорт»
Уроки чужих побед, которые стоит выучить России
Штатные игры
Леонид Смирнягин, профессор географического факультета МГУ:
- За всю историю Олимпиад самое большое количество медалей завоевали американцы - более 2,5 тысячи. И это при том, что олимпийские победы находятся в области, в которую государство не вмешивается.
В США нет, как в России, министерства, отвечающего за спорт, а Национальный олимпийский комитет не получает ни цента бюджетных денег. Средства дают спонсоры - как компании, так и просто частные лица (инвестирующие в спорт получают огромное количество налоговых льгот), а также телевидение. Так, только ассоциация студенческого спорта (объединяющая более 900 колледжей и университетов) получает миллионы от продажи прав на трансляцию спортивных соревнований.
Массовка успеха
Спорт в США считается делом гражданского общества. Неудивительно, что страна просто помешана на нём. Массовость чудовищная. В сознании американцев чётко зафиксирована картинка успешного человека - белозубый, поджарый и потому хорошо продаётся на рынке труда. На эту картинку равняются с детства. Возьмём обычную бесплатную американскую школу - две трети её площади занято спортивными сооружениями. В стране только атлетических школьных команд 46 тысяч.
Про студенческий спорт вообще стоит сказать отдельно. Ноги многих побед растут оттуда (причём не только американских, но и британских). В Гарвард могут не взять человека, набравшего максимум баллов для поступления, но отличного гребца возьмут всегда. При этом гребец получит ещё и массу финансовых льгот в обучении. Такова политика всех университетов.
Причём американцам (кстати, как и британцам) интересны абсолютно все виды спорта, потому что в обществе культивируется соревновательный дух. Они не просто участвуют, но и следят за турнирами как безумные. Волейбольный матч университетских команд собирает 5 тыс. зрителей!
Впрочем, если быть до конца честным, то такое повальное увлечение американцев спортом часто идёт в ущерб многому другому, в том числе интеллектуальному развитию.
Победы в доход
Внушительный вклад в копилку медалей США вносят темнокожие атлеты, которые славятся своими уникальными физическими возможностями. Для них, «выходцев из Гарлема», спорт - это социальный лифт, возможность выбиться в люди.
Америка, как никакая другая страна, умеет превращать победы в капитал. Это ещё один стимул для спортсменов. Речь идёт не о призовых, как в России (Олимпий¬ский комитет США за «золото» Игр платит скромные 25 тыс. долл.). Человек со статусом чемпиона или призёра может открыть частную академию бокса, гимнастики и т. д. и брать деньги с желающих обучиться мастерству. Кстати, во многих таких учреждениях сейчас работают наши спортсмены и тренеры, которые подались в Америку за лучшей долей.
Не стоит забывать и про мощных производителей спортивного оборудования, экипировки, медицинских препаратов. Этим фирмам выгодно накачивать страну спортом. Так они находят свой канал общения с массовым потребителем. А доходы, полученные от этого потребителя, дают возможность компаниям заниматься эксклюзивными дорогими разработками.
При всех ментальных, экономических и прочих разницах Россия могла бы взять на заметку кое-что из американского спортивного опыта. И заметка № 1 - медали могут появляться без вливания огромного количества государственных денег.
Но главное - напирать на массовость, причём делать упор не на соревновательности, а именно на оздоровлении нации. Надо снова увлечь людей спортом, а уже потом увлекаться медальными планами.
Китайская грамота
Алексей Маслов, директор Центра стратегических исследований Китая РУДН, завотделением востоковедения НИУ ВШЭ:
- Ещё на Играх-88, ставших последними для сборной СССР, притязания китайцев на пьедестал были минимальными (11-е место в общем зачёте). За пару десятилетий КНР удалось совершить прорыв, которому нет аналогов в истории спорта.
Вещь в себе
Китайский спорт долго был вещью в себе. Атлеты не выступали за рубежом, а иностранцы в страну не допускались. Исключение делали только для советских специалистов. В 90-х, когда стало понятно, что для рывка в нехарактерных для азиатов видах спорта нужны кадры, китайцы открыли двери британцам и американцам. Но западные тренеры не допускаются в управление командами высших достижений - «золотые» успехи должны остаться только за Китаем.
На задачу «стать великой спортивной державой!» страна не жалеет денег. Ведь мир должен перестать смотреть на КНР как на фабрику производства всего и восхититься величием её граждан. Согласно некоторым источникам, ежегодно правительство выделяет спортивной федерации 700 млн долл. (несопоставимая с Россией цифра).
Не секрет, что в Китае воссоздана советская система массовой физкультуры и спорта - пирамидальный принцип и абсолютное госуправление. Во главе пирамиды стоит всекитайская спортивная администрация (там сидят спортивные функционеры). Председатель администрации 60-летний Лю Пен является также и секретарём парткома этой организации - то есть спорт и партия едины. Под администрацией располагаются спортивная федерация с подразделениями во всех провинциях, куда направляется госфинансирование. Далее идут всевозможные ассоциации, клубы и т. д. Все они так или иначе получают господдержку. Спортивной федерацией финансируется и большая сеть школ, где спорт является одним из профилирующих предметов (это бесплатные школы, специализирующиеся на каком-то одном виде спорта).
Подготовка профессиональных спортсменов начинается со спортинтернатов, которыми щедро усеяны провинции Китая. Стоит такой интернат 300-500 долл. в год (для деревенских жителей, конечно, это большие деньги, зато сюда входят питание, одежда и т. п.). Талантливый ребёнок долго в таком интернате не задерживается, а уходит в спортивный центр провинции.
Спорт в Китае открывает дверь в лучшую жизнь. Спортсмену, выступающему за олимпийскую команду, назначается хорошая зарплата. Его переселяют из барака в однокомнатную квартиру. Что касается премий за победы, то, по расхожей версии, деньги государство платит только за «золото» (олимпий¬ская победа - 50 тыс. долл.). Однако есть информация, что Китай специально транслирует на публику идею, что поощряет лишь победителей. На самом же деле бонусы выплачивают не только тем, кто встал на выс¬шую ступень пьедестала.
За все эти блага спортсмены расплачиваются соблюдением жесточайших норм коллективного молчания. Это касается не только подготовки, но и личной жизни. И конечно, никакой критики спортивной системы.
В Китае функционируют порядка 100 лабораторий, занимающихся разработками в области подготовки спортсменов. В ход идёт опыт традиционной медицины - это и цигун (искусство саморегуляции организма), и фитотерапия (приём трав, которые могут изменять состав крови, вызывать выброс гормонов), и т. п. Эти разработки, само собой, держатся в секрете. Даже при желании спортсмен не может выболтать тайну, ибо сам не знает, чем и зачем его пичкают.
Из-под палки?
Китай сегодня имеет самую большую в мире выборку потенциальных спортсменов. И дело не только в системе. Китайскому обществу в принципе присущ гедонизм - то есть получение радости от всего, чего угодно. Никто здесь не занимается физкультурой из-под палки.
Есть ещё моменты, связанные с менталитетом и нашедшие отражение в спорте. Например, в тех дисциплинах, где нужен креатив, у китайцев получается не очень. Скажем, художественная гимнастика. Дело в том, что китайца в отличие от американца с детства учат не выделяться из толпы, и это накладывает определённый отпечаток. Они очень механистичны и следуют стереотипам. Борьба, бокс (там, где надо проявить себя) им плохо даются.
В Китае, как и в Южной Корее, особое отношение к наставнику, тренеру. Абсолютное подчинение. При этом тренировки очень жёсткие. Наши родители просто забрали бы ребёнка из такой школы, а американцы ещё бы и засудили тренера. Но в Азии нет такой боязни за своего ребёнка, поэтому так много детей занимается во всевозможных секциях. Это, кстати, к вопросу о формуле корейского успеха: выборка плюс финансирование (Корея - также одна из стран - лидеров по вливаниям в спорт).
Впрочем, несмотря на все спортивные
достижения Китая, Россия не должна развиваться по азиатскому принципу, где государство несёт все расходы по спорту от начала до конца. Наша страна организована абсолютно по-другому, поэтому мы, напротив, должны уменьшать вливания госбюджета и передавать финансирование спонсорам, создавая им условия. Нам надо развиваться по примеру Запада, где организации, проявляющие заботу о здоровье населения, освобождаются от массы налогов.
Отдельный вопрос - объёмы финансирования. И вот здесь нам есть чему поучиться у Китая. Ведь если мы посмотрим, на что в России уходит очень большая часть денег, то это, как ни странно, коммунальные платежи, аренда залов. В Китае эта аренда формально существует, но стоит копейки. Поэтому сама по себе базовая подготовка спортсмена очень дешёвая.
Так что задача № 1 для нас - уменьшение себестоимости самого российского спорта.