Секреты и правила Ивана Охлобыстина - «Стиль жизни»
Трудно сказать, какая из ипостасей самая главная дня него: он и известный актёр кино и телевидения, и кинорежиссёр, и сценарист, и драматург, и журналист, и писатель, и священник, временно (с 2010 года) отстранённый от служения по собственному желанию, и многодетный отец. Всё это — грани одного Ивана Охлобыстина, который 22 июля отмечает красивую дату — 55 лет.
В преддверии юбилея Иван Охлобыстин ответил на вопросы «АиФ».
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Иван, вы в прошлом нашем интервью сказали: «Я упрямый». Учитывая, что вы верующий человек, а христианство подразумевает смирение, что вы имели в виду?
Иван Охлобыстин: Я говорил об упрямстве в том смысле, что я — упрямый, то есть идущий прямо или, по крайней мере, пытающийся так идти. Это волевой акт, в нём есть логическое зерно, оно бытийный характер носит, волевой. Я стараюсь себя анализировать. В те или иные годы я по-разному самовыражаюсь, но всегда иду к какой-то цели.
Единственное, чему я так и не научился, это отдыхать. Я правда не очень понимаю, как можно отдыхать, и искренно завидую людям, которые это умеют. Без всякой задней мысли завидую.
— Вот этого мне совсем не понять. Что трудного в отдыхе?
— Отдыхать-то тоже надо уметь! Я не могу лечь и отдыхать. У меня отдых получается только методом спортивных мероприятий — вот тогда отдыхаешь — тело работает, голова отдыхает. Для меня усталость — это благо, только тогда мысли перестают копошиться. Я люблю усталость и в ипостаси своей актерской: только когда ты устаешь, ты становишься органичным. Мне, чтобы стать органичным, необходимо устать. На съемках с одним моим партнером мы обсуждали этот вопрос, оба делились своим опытом. Первая сцена, вторая сцена, ты вливаешься-вливаешься в процесс, а потом приходит усталость, ты уже не можешь контролировать, и тогда ты отдаешься процессу полностью. Ты уже в состоянии объективный оценки, от субъекта, от себя ты отходишь. В силу усталости, ты не можешь контролировать сразу два процесса.
— Я недавно смотрела телесюжет: вы с женой едете на велосипеде. По вашему мнению, насколько влияет на здоровье духа физическая активность?
— Очень влияет! В здоровом теле здоровый дух, я это не считаю формальностью. Основатель магии Гермес Трисмегист (автор мистических трактатов, которые получили популярность в Эпоху Ренессанса. — Ред) говорил: «Что наверху, то и внизу».
Если ты здоров внешне, телом, ты можешь больше времени посвятить своим внутренним изысканиям. Если тебя что-то тревожит по здоровью, ты больше именно на этом концентрируешься. Хотя, с другой стороны, бывают счастливые исключения, как богословское: «Сила Божия в немощи проявляется». Когда мы болеем чем-то, когда нам больно, мы волей-неволей начинаем лучше понимать людей. У человека, у которого болит зуб или который влюблен... Он не политик, не автослесарь, не милиционер — он просто человек, у которого болит зуб и который хочет помощи, внимания, заботы.
— Кстати, очень интересная мысль, что перед болезнью или любовью все оказываются совершенно равны.
— Да, равны абсолютно. Когда зуб болит, ты только здесь и сейчас. Восточные дисциплины говорят: погрузитесь в свое тело. Как раз когда болит зуб, не надо никуда погружаться. Это уже оно и есть, экзистенция!
— А были ли в вашей жизни такие случаи, когда невозможно было думать о великом, когда вы были бедны, голодны? Я к тому, что психологи говорят: никто не пойдет смотреть Мона Лизу, когда хочет просто пожрать, когда нужно решать жизненные, насущные проблемы, как накормить себя и детей.
— Да нет. В принципе, мне всегда писалось, всегда находил время для написания книг. Это деятельность моя, работа-кормилица. Так что и так, и так получается, я такой двоякий человек, дуальный. Волновой дуализм Луи де Бройля. (Французский физик-теоретик, один из основоположников квантовой
механики, лауреат Нобелевской премии по физике за 1929 год. — Ред.)
— Вы многодетный отец. Как вы считаете, юные люди вашего поколения (я имею в виду вашу юность) и сегодняшние молодые люди отличаются?
— Различия, несомненно, есть, но они не носят радикальный характер. Просто изменились сроки жизни, связано это с медициной и фармакологией. И с образом жизни: люди стали двигаться дольше, следить за питанием. А так... Молодым нужно отрываться. И не нужно их сдерживать. Влиять можно либо личным примером, либо советом — не ограничивать, но советовать. Потому что Бог в мелочах, дьявол в крайностях: иногда можно зайти за предел возможностей собственных.
А по поводу возраста вот что скажу: мы на какие-то вещи смотрим иначе в силу пережитого опыта, но во что мы верили, будучи юными, хотя бы на подсознательном уровне, продолжаем верить и сейчас.