Чем уникален Михаэль Шумахер - «Спорт»
3 января 45-летний юбилей отметил Михаэль Шумахер, самый титулованный и один из самых противоречивых гонщиков в истории Формулы-1. АиФ.ru вспоминает вехи карьеры уникального пилота.
«Я всегда думал, что рекорды только для того, чтобы их побивать», — сказал однажды Михаэль Шумахер, семикратный чемпион «Формулы-1», абсолютный рекордсмен по числу титулов, удерживающий этот рекорд без малого десять лет. Предыдущий рекорд — пять чемпионских титулов Хуана-Мануэля Фанхио — держался 46 лет.
Михаэля Шумахера многие называют величайшим гонщиком в истории, хотя они и признают, что сравнивать пилотов разных эпох невозможно, поскольку правила соревнований регулярно менялись. В Формуле-1 Михаэль провёл в общей сложности 19 сезонов, сделав перерыв на четыре года, а его первую и последнюю победы разделяют более 14 лет.
История Михаэля началась в городке Керпен, где уже в 4 года он разбил собранный его папой карт. После этого родители отдали чадо в местный картинговый клуб, чтобы юный Михаэль бил машины там, где это положено делать. Денег у родителей было немного, поэтому собрать 800 марок — чуть менее трёхсот долларов по курсу того времени — помог местный бизнесмен.
В шесть лет Шумахер выиграл свой первый детский картинговый турнир, а чтобы перейти в новый класс, ему потребовалась гоночная лицензия. В Германии её выдавали лишь с 14, поэтому бумаги юноше оформили в Люксембурге. К четырнадцати годам, вернувшись «на легальное положение», Михаэль стал чемпионом Германии по картингу среди юниоров. Победы следовали одна за другой и к 1989 году пилота заметил начинающий менеджер Вилли Вебер.
С подачи Вебера Шумахер переходит в национальный чемпионат в классе Формула-3, где одерживает победу фактически сразу после дебюта: выигрывает вторую свою гонку. В следующем сезоне он становится чемпионом. Параллельно Михаэля «взяли под крыло Mercedes» в команду Sauber. В 1991-м году немец на постоянной основе переключился на марафонские гонки, но сезон начался не лучшим образом — Peugeot и Jaguar в первых гонках были значительно быстрее. И вдруг в конце лета Шумахеру неожиданно подвернулась возможность попробовать себя в Формуле-1.
Несколькими месяцами ранее бельгийский гонщик Jordan Бертран Гашо поссорился с таксистом, брызнув ему в лицо из газового баллончика. Суд отправил гонщика в тюрьму, а Вилли Вебер предложил оставшейся без пилота команде своего 22-летнего протеже. Пришлось даже пойти на обман, заявив, что Шумахер хорошо знает трассу следующей гонки, хотя на деле немец ни разу на ней не гонялся. Получив место, Шумахер учил трассу на велосипеде, после чего сотворил сенсацию ещё в квалификации, завоевав рекордную для команды седьмую стартовую позицию, опередив опытного напарника Андреа де Чезариса. Правда, в гонке показать мастерство Михаэлю не удалось из-за технических проблем: уже на первом круге у болида отказало сцепление.
Тем не менее заявить о себе Шумахеру удалось и уже к следующему Гран-при он подошел в составе именитой команды Benetton. Её глава Флавио Бриаторе спешно переманил к себе немецкое дарование. Тут конкуренция в команде была еще выше — напарником Михаэля оказался трёхкратный чемпион Формулы-1 Нельсон Пике. Но и тут молодой немец обогнал Пике и в квалификации, и в гонке, где они финишировали пятым и шестым соответственно. На следующий сезон Пике из команды ушел, а на замену ему был взят гонщик, фактически призванный быть «старшим товарищем юного лидера». Вся команда теперь «работала на Шумахера».
В Benetton тогда собрался крепкий коллектив инженеров, готовых пробовать новые идеи. В гонки же постепенно начали проникать новые технологии. Турбированные двигатели были запрещены, и инженеры искали резервы скорости в электронной начинке болидов. Программисты достигли серьезных успехов и смогли предоставить своему немецкому гению мощную машину.
На Гран-при Бельгии, том самом, где годом ранее Шумахер дебютировал в Формуле-1, Михаэль одерживает свою первую победу в королевских гонках. Чемпионат Шуми заканчивает на третьей позиции. Следующий сезон, в 1993-м, Шумахер начинает в роли молодого претендента на роль «нового короля», но вступить в борьбу за чемпионство ему удаётся лишь в 1994 году.
Главной звёздой гонок оставался великий бразилец Айртон Сенна, но на старте сезона Шумахер неожиданно одерживает две победы, в то время как Сенна сходит с дистанции. По печальной иронии судьбы легкую дорогу «новому королю» фактически обеспечила смерть предыдущего.
1 мая Формула-1 отправилась на Гран-при Сан-Марино, один из самых трагичных этапов в истории гонок. Ещё на тренировках на скорости 225 км/ч в тяжёлую аварию попал Рубенс Баррикелло, угодивший в больницу. На следующий день в скоростном повороте насмерть разбился австриец Роланд Ратценбергер. Но гонка не была отменена. В итоге на седьмом круге Гран-при болид Сенны врезается в бетонный отбойник на скорости за 211 км/ч. Усилия врачей бесполезны — как выяснится, Сенна погиб практически сразу.
Несмотря ни на что гонка была продолжена. Шумахер одержал третью победу подряд, за ней последовал триумф на Гран-при Монако и победы в Канаде и Франции. В общем зачёте Михаэль набрал в два с лишним раза больше очков, чем кто-либо другой. Его команду в этот момент подозревали в использовании запрещённых технологий. Доказать этого никто не мог, а интригу в борьбе за титул возвращать было необходимо. В результате судьи решили дисквалифицировать Шумахера на три гонки — формальным поводом послужила царапина на днище автомобиля, из-за которой изменились характеристики машины.
Эти три гонки выиграл Дэймон Хилл, главный преследователь Шумахера. К последней гонке двух лидеров чемпионата разделяло лишь одно очко — в пользу Михаэля. Немец уверенно лидировал в Аделаиде и шёл к чемпионскому титулу, но на 36-м круге повредил болид. Гонщик продолжил движение по трассе, хотя о скорости говорить уже не приходилось. Немца догнал Хилл, который не знал, что машина соперника до финиша не дотянет. Англичанин пошел на обгон конкурента, на что Шумахер ответил ударом в бок автомобиля соперника. Авария привела к сходу обеих машин и это обеспечило Шумахеру первый в карьере чемпионский титул.
Сомнительную победу Шумахеру припоминали всю карьеру, да и сам он периодически давал тому поводы. Даже поклонники немца признают, что Михаэль не брезговал применять на трассе грязные приёмы. В 1997 году в аналогичной ситуации он попытался выбить с трассы канадца Жака Вильнёва. Повторить манёвр Шумахеру не удалось — Вильнёв после столкновения доехал до финиша, и титул достался именно ему. В 2006-м в отчаянной попытке обеспечить себе выгодную стартовую позицию на Гран-при Монако Шумахер заблокировал трассу, зная, что позади него с опережением его результата шли соперники.
Шумахера обвиняли также в неуважении и высокомерии по отношению к другим пилотам. Однажды он чуть не впечатал в стену бывшего напарника, с которым выступал бок о бок на протяжении шести лет и который не раз по приказу команды «пропускал» Михаэля на первое место. В другой раз на высокой скорости немец чуть «не выдавил» с трека своего младшего брата Ральфа.
Михаэль не посчитал нужным извиняться за подобные поступки, однако корни этого поведения — те же, что и у его успехов. Родители Шумахера не были состоятельными людьми, отцу приходилось вкалывать до седьмого пота, чтобы позволить сыну заниматься картингом. С самого детства Шумахер усвоил, что должен победить, чтобы ему дали выйти на старт в следующей гонке. Он не мог подвести отца, который столько сил вложил в победу сына. На трассе гонщик принимает решения мгновенно и Михаэль мог «срабатывать на уровне рефлексов». А они «заточены» только на победы.
Вместе с этим Шумахер стал новым образцом гонщика-профессионала. Гонки тогда не были столь политкорректными как сегодня, многие пилоты становились завсегдатаями светской хроники и вечеринок. Михаэль стал одним из первых, кто уделял физической подготовке практически всё своё время. За счёт этого немец был идеально готов физически к любой гонке, хотя во время заезда пульс пилота на протяжении полутора-двух часов держится в районе 180 ударов в минуту.
Когда Шумахер перешёл в Ferrari, а легендарной «Скудерии» всё не удавалось построить хорошую машину для своего нового лидера, Михаэль до поздней ночи сидел вместе с инженерами и механиками, отлучаясь лишь для того, чтобы привезти всем пиццы.
При Шумахере Ferrari превратилась в единый отлаженный организм. Это принесло свои плоды в виде пяти лет полного доминирования итальянской команды — столь затяжного периода побед одного гонщика Формула-1 к тому времени ещё не видела. Именно в Ferrari Шумахер завоевал все свои рекорды и заработал статус самого успешного пилота в мировом автоспорте.
На пресс-конференции после победы на Гран-при Италии в 2006 году Шумахер заявил, что по окончании сезона уходит из Формулы-1. Но долго сидеть без дела Шумахер не смог и в 2010 году принял предложение Mercedes присоединиться к заводской команде немецкого концерна. Построить достойный автомобиль немцам не удалось: за три года в составе Mercedes Шумахер добился лишь одного подиума.
Свою роль сыграло и то, что машины Формулы-1 в отсутствие Шумахера сильно изменились. В возрасте 41 года Михаэль должен был осваивать новые нюансы пилотирования машины, и в результате раз за разом оказывался медленнее своего молодого напарника. «Я — Михаэль Шумахер. Мне не нужно доказывать, что я умею водить», — сказал однажды немец.
В конце 2012 года Шумахер окончательно завершил карьеру. Активной роли в Формуле-1 Шумахер уже не играет, хотя его часто приглашали поработать консультантом. Впрочем, это разумно — из хороших гонщиков редко выходят хорошие руководители, а Шумахер был отличным пилотом.
В данный момент Михаэль Шумахер находится в коме в госпитале Гренобля. Семикратный чемпион «Формулы-1», катаясь на лыжах во французских Альпах, ударился головой о камни. Врачи констатировали у бывшего гонщика серьезные повреждения головного мозга.