В Голландии конкуренция выше, чем в Сочи - «Спорт»
Самая титулованная конькобежка Канады на чемпионатах мира по отдельным дистанциям, обладательница четырех олимпийских медалей Кристина Гроувз после завершения карьеры в 2011 году получила ученую степень в сфере разработки газовых месторождений, работает в крупной энергетической компании, что, как считает сама Кристина, роднит ее с русскими, и о спорте почти не вспоминает. Но жизнь в родном Калгари, где находится один их двух быстрейших в мире конькобежных катков, во время Олимпиады невозможна без упоминания о ее достижениях. Да и местные телекомпании о легендарной спортсменке не забывают.
Так что на две недели Гроувз пришлось забыть о нефти, газе и прочих энергоресурсах, и вновь окунуться в привычную для себя среду олимпийских переживаний. Вместе с Кристиной мы попробовали разобраться в причинах успеха голландских спортсменов на дорожках Адлер-Арены, где оранжевые могут за счет одного вида спорта войти в тройку медального зачета Игр.
— Кристина, как вам пока почти полное отсутствие интриги в вашем виде спорта?
- Конечно, настолько впечатляющих результатов от голландцев никто не ожидал, — признала Гроувз. — Причем я не могу сказать, что оранжевые выигрывают, потому что соперники выступают плохо, напротив — они сами невероятно быстры. Думаю, все идет от системы подготовки в стране. Голландцы работают не со сборной как таковой, а имеют бешеную конкуренцию между профессиональными командами внутри страны. Не исключаю, что некоторым из них на Играх приходится проще, чем на внутренних состязаниях — конкуренция не столь высока. И те, кто пробился в сборную, здесь уже не испытывают того прессинга, как в Голландии. Отсюда и результаты. Каждый из голландцев настроен только на победу, посмотрите, большинство из них не рады серебряной медали, ведь она означает поражение. Ни у одной другой сборной нет такого. Для нашего спорта такое преимущество одной страны над остальными не несет ничего хорошего. Всегда должна присутствовать конкуренция, только она двигает спорт вперед. А сейчас зритель приходит на стадион, видит, что все «подчищают» голландцы и думает: «это скучно». Кто-то даже может посчитать, что раз все выигрывают представители одной только страны, что-то нечестно. Конечно, я этому не рада.
— Что же должны делать остальные, чтобы составить Голландии конкуренцию?
- Может быть, взять за основу голландскую систему подготовки, созданную за последние 15–16 лет. Вместо одной национальной команды они готовят 8–10 профессиональных клубов, отчаянно конкурирующих между собой. Когда ты постоянно находишься под таким прессингом, как голландские конькобежцы, на Играх можешь буквально расслабиться. Кому то, конечно, может нравиться давление со всех сторон, но по большей части люди не способны выдерживать его длительный срок. Голландцы же за счет опыта пребывания в подобной атмосфере на крупных стартах чувствуют себя очень комфортно, и это тоже залог успеха. В то же время я бы не стала говорить, что нужно слепо перенимать такую систему. В Канаде, к примеру, на содержание стольких профессионалов банально нет средств.
— Оставим ненадолго голландцев и поговорим о других. Что случилось с фаворитами на этих Играх. Шани Дэвис, Ховард Бокко, Хитер Ричардсон, канадцы, россияне, норвежцы, американцы сами на себя не похожи. Из-за чего?
- Думаю, имеет место некий психологический фактор. Все видят, как выступает Голландия, причем оранжевые атлеты зачастую не перенапрягаются, просто бегут в свою силу, и все равно побеждают. У остальных опускаются руки. Но есть и другие причины. Американцы, к примеру, очевидно, промахнулись с пиком формы, причин много, это уже пробелы в подготовке. Конькобежцы из США были невероятно сильны осенью, а сейчас они почти ничего не показывают. К счастью для Канады, Дэнни (Моррисон — прим. Sportbox.ru) был невероятно хорош в своих гонках, и это нас пока выручает. После Ванкувера поколение атлетов сменилось, пришло много молодежи, которая пока не имеет опыта и из-за этого смотрится хуже своего потенциала.
— А что скажете о двух пока самых больших сюрпризах Игр в коньках — победе китаянки на тысяче и триумфе польского конькобежца на полуторке?
- Это было шикарно! Я бы не сказала, что Збигнев Бродка выскочил ниоткуда, он провел великолепный забег и заслуженно победил, а вот выигрыш китаянки и вправду стал сюрпризом. Я не видела ее раньше на этой дистанции и была немало удивлена. Что касается поляка, он уже попадал на подиум на 1500 метров в этом году, но здесь провел «гонку жизни». Это Олимпиада, она нередко богата на сюрпризы, за что мы ее и любим.
— Чего мы можем ожидать от оставшихся гонок, в частности, от гонок
преследования?
- Преследование — это такая штука, где сюрпризы случаются чаще, чем других дисциплинах. И голландки уже падали по ходу сезона, и соперницы удивляли. В частности, мне очень нравятся польская и японская женские команды, они могут удивить. И для примера — японки сами по себе или, допустим, мужская сборная Норвегии по отдельности сейчас не очень сильны, мало кто из этих спортсменов входит в число лучших 15-ти в мире. Но вместе они представляют из себя слетанные коллективы, которые могут зацепиться за медали. Вспомните Ванкувер, когда мы (с Кристин Несбитт и Бриттани Шусслер) были едва ли не главными претендентками на золото, но ошиблись и не попали в полуфинал. Многораундовая система — четвертьфиналы, полуфиналы, финал — тоже добавляет элемент неожиданности и более привлекательна для публики, чем выбор сильнейшего по времени, как на Кубке мира. В общем, я верю в сюрпризы и надеюсь, «остальной мир» наконец-то бросит вызов голландцам.