Деньги есть - а где медали?! - «Спорт»
Почти все истории наших чемпионов сочинской Олимпиады - о преодолениях, тяжёлом упорном труде, который и привёл на высокий пьедестал. И дело не в деньгах - там, где их много, побед почему-то нет.
Этот номер «АиФ» подписывался в понедельник, когда в активе сборной России было 18 медалей. Впереди ещё почти неделя соревнований. И как бы там дальше ни пошло, ни поехало, ни постреляло… с отметки Ванкувера-2010 Россия точно сдвинулась. Там за все Игры медалей было 15.
Высшее достоинство
Да, пока не всё то «золото», о чём втайне помышляло Министерство спорта. Но разве два «серебра» 42-летнего Альберта Демченко - это не медали самого высшего достоинства? Демченко, который прошёл через жернова 90-х, торговал мясом на рынке, чтобы прокормить семью, собирал свои сани на коленке. Он сейчас проиграл только 24-летнему немцу Феликсу Лоху. Но если вы знаете о том, что Германия уже кроила свои сани по наработкам БМВ и «Порше», пока Россия только подумывала о строительстве у себя первой санно-бобслейной трассы, то «золото» какого-то Лоха должно потускнеть в ваших глазах. Или «серебро» Ольги Фаткулиной? Оля встала на коньки в те времена, когда в нынешней стране - хозяйке Игр просто не существовало крытых арен, а в Сочи она отстала от кореянки на 0,36 секунды! Или фигурное «серебро» Климовой и Столбова. А ведь в какой-то момент казалось: всё, большой привет фигурному катанию. А тут готовая смена Транькову и Волосожар. Первая за 20 лет медаль во фристайле - Саша Смышляев её добыл с травмой в голеностопе. «Бронза» скелетонистки Никитиной (выходит, в скелетоне есть система, а не только уникум Третьякова). Триумф в шорт-треке…
Это потрясающе ещё и потому, что всё это происходит дома. В Сочи начинают приезжать те, кто сюда изначально даже не собирался, кто далёк от драматургии кёрлинга и раскладов сил в лыжной акробатике. Терпеливо стоят в билетных очередях, срывают голоса на трибунах.
Деньги есть! Так в чём проблема?
Воодушевлённый вездесущий Виталий Мутко рассказывает про отсутствие традиций и про светлое послесочинское развитие спорта в стране. Энтузиазм в голосе министра спорта пропадает лишь в моменты, когда речь заходит о Плющенко и о происходящем пока в лыжно-биатлонном комплексе «Лаура». Даже «серебряная» мужская лыжная эстафета оставила вопросы. Начальница лыжников Елена Вяльбе не видела места в ней Александру Легкову, говорила: «Он не однажды команду подводил». А этот самый Легков взял и втащил команду на второе место, отыграл полминуты у шведов. Вышел к журналистам и сказал: «Слава богу, теперь у меня есть олимпийская медаль. А слова Вяльбе меня не задевают. Я спортсмен. Моё дело бегать». Саша, спасибо за первую медаль России на 7-й день соревнований лыжников!
В биатлоне на минувший понедельник две медали - «серебро» Вилухиной и «бронза» Гараничева. Александр Тихонов, бывший глава Союза биатлонистов России (СБР), не стесняясь в выражениях, комментирует «АиФ» этот результат: «Три года в нашем биатлоне нет ни одной золотой медали! 46 лет никто не мог догнать нас по золотым медалям. 46 лет! Последний транш только от государства биатлонистам составил 200 млн рублей. Значит, деньги у них есть. В чём тогда проблема? А в том, что в сборной собран весь тренерский хлам! Везде свои парни, которые либо хорошо пьют, либо хорошо парятся. Или родственники. В своё время я бы по этим трассам задом ездил! Кто и как готовил наших ребят?! Мы с Ведениным, героем Саппоро, смотрели повтор лыжных гонок и просто обалдели от увиденного. Полная безграмотность. Всё это отрабатывается, оттачивается в тренировочном процессе, а не на Олимпийских играх. Медалей мало, хоть за своими домой лети… Единственное, что меня по-настоящему радует, - так это болельщики. Я с другими олимпийскими ветеранами ехал в Сочи в поезде. Думал, нас задавят - все приходили в наш вагон, фотографировались с нами, автографы брали. Очень приятно, что люди помнят спортсменов. А ведь Прохоров (нынешний глава СБР. - Ред.) сказал, что с мифологами делать нечего! Он обозвал так Привалова, Маматова и меня. Но ведь без истории нет настоящего и будущего».
Спрашиваем у Александра Жукова, главы ОКР, что он думает по поводу биатлонного «золота» Анастасии Кузьминой, в очередной раз добытого для Словакии. Жуков говорит: «Только порадоваться за Настю можно». С него, как, впрочем, и с министра спорта, в этом случае и правда спроса никакого. Когда Настя засобиралась к словакам, и Жуков, и Мутко в своих спортивных креслах не сидели.
«Мы всегда были в заботах о главной сборной, а тех, кто около, выходит, не замечали, разбрасывались кадрами, - говорит Тихонов. - Я в своё время говорил на тренерском совете, что если Кузьмина уедет от нас - будет добывать медали другим. Так и получилось. И ладно, раньше мы не могли создавать людям нормальные условия, вот они и искали лучшей жизни. Но ведь государство в последние годы раз в триста увеличило финансирование спорта, а условий, выходит, опять нет».
«Я поначалу пробовал отговорить Настю, давил на патриотизм, - объяснял «АиФ» Антон Шипулин, родной брат Кузьминой, тоже биатлонист, только пока без
медалей Сочи. - А потом, когда понял её мотивы, отступил. В словацком биатлоне нет такой жёсткой конкуренции, как у нас. Люди ведь разные. Кому-то нравится выбивать себе место, получать удовольствие от стрессов. Настя - не такая. Она любит тренироваться в спокойной обстановке».
У русского Юры Подладчикова, который здесь взял медаль для Швейцарии в сноуборде, - история, отличная от Кузьминой. Он переехал в Европу в 4 года: родителям-математикам предложили контракт. Собственно, в Альпах и оформился в чемпиона. В преддверии Сочи наши спохватились и позвали Юру на переговоры, которые прошли в обстановке… полного непонимания. «Они думали, что я буду бегать за ними и упрашивать выступать за сборную России», - рассказывал потом Подладчиков. Так наша бюрократическая машина отправила медаль в Швейцарию. Зачем вникать в просьбы Подладчикова, обстоятельства Кузьминой? Куда важнее было оправлять планы наверх, оформлять отчёты.