Если нет таланта, нужен трудоголизм - «Спорт»
«Папа говорил мне: «Таня, мы должны работать, как в шахте!» От работы ещё никто не умирал», - поделилась с «АиФ» Татьяна Тарасова, заслуженный тренер России по фигурному катанию, консультант российской сборной, дочь легендарного хоккейного тренера Анатолия Тарасова.
Наш разговор состоялся в последний день Игр в Сочи, когда стало ясно: Россия - на первом месте в медальном зачёте!
Татьяна Тарасова: Я поздравляю вас! Всех! С нашими спортивными победами. Такая радость, гордость! Домашняя Олимпиада стала для страны настоящим триумфом. Я ехала в транспорте, курсирующем между олимпийскими объектами, и, когда по радио объявили, что очередное «золото» вывело нас на первое место в общем зачёте, весь автобус закричал! Совершенно незнакомые люди стали обниматься! Эти успехи окрылили и сплотили нас всех.
Мы порой не верим в себя. Но на самом деле мы очень многое можем. Только по-нашенскому, на разрыв аорты! Сколько у нас талантливейших людей! Земля наша испокон веков на них держится. Их лишь искать надо. Талант, знаете ли, - это единственная новость, которая всегда нова. Талант надо любить и беречь. Впрочем, как говорила Вишневская, он всегда проявится сам. И не надо ему завидовать. Ведь тот, кто лишён таланта природного, должен иметь талант трудоголизма. И всё получится.
Досье. Татьяна Тарасова родилась 13 февраля 1947 г. в Москве. В 1967 г. стала заниматься тренерской работой. Подготовила больше чемпионов мира и Олимпийских игр, чем какой-либо другой тренер в истории. Среди её воспитанников - Ирина Роднина, Александр Зайцев, Алексей Ягудин, Илья Кулик, Наталья Бестемьянова, Андрей Букин, Оксана Грищук, Евгений Платов.
Наше дело
«АиФ»: Фигуристы взяли в Сочи пять медалей. Откуда все эти новые лица, новые победы?
- А мы просто делаем наше дело абсолютно чисто, честно. Делаем сами. Обходимся своими кадрами. Старыми и новыми. И, мне кажется, у нас неплохо получается. Спрашивают: откуда появилась целая плеяда молодых выдающихся ребят? Да из-за работы она, опять же, появилась! И из-за той помощи, которую нам стали оказывать Федерация фигурного катания, Министерство спорта и руководство страны. А ведь в какой-то момент федерацию разогнать собирались... Хотели поставить каких-то новеньких. Главное, чтобы сейчас не разогнали и не поменяли... А то любят у нас порой «улучшить» что-нибудь. А лучшее, как известно, - враг хорошего.
- От тех, кто с этой Олимпиады уезжает со скромным «послужным списком» или вообще без него, слышишь рассуждения про лихие 90-е. Но на дворе 2014 год! Долго нам ещё будут аукаться 90-е? Или, может, это лишь лепет оправданий?
- После перестройки прошло уже столько лет! Сколько можно списывать на неё свою профессиональную беспомощность? Должна уже какая-то поросль вырасти. У нас вот ребята все юниорские соревнования выигрывают в фигурном катании. А у них? А в хоккее что творится!
Да, в 90-е многие спортивные школы были просто уничтожены. И нехватка этих школ не могла не сказаться на наших результатах в том же биатлоне. Но я уверена: многое, если не всё, решает личность тренера. Если есть какой-то фанатик на месте, он в любой школе найдёт самородка и даст ему толчок в жизнь. Сильных советских тренеров - тех, кто ещё жив, - отстранили от дел. А новых толком не вырастили. Их обязательно нужно растить в регионах и платить им вменяемые деньги. А то ведь сейчас некоторые из них получают меньше, чем пенсионеры.
Просто вы поймите: мы и так уже очень далеки от тех наставников, которые выигрывали все Олимпиады подряд. Нельзя упускать время... А нанимать постоянно кого-то из-за рубежа за бешеные деньги - не панацея. Это по меньшей мере недальновидно. За деньги Олимпиады не выигрываются.
- Ваши ученики взяли 8 олимпийских золотых медалей. При этом сейчас вы лишь помогаете другим тренерам готовить спортсменов. Как так вышло?
- После того как выиграл мой Лёша Ягудин, у меня были тяжёлые два года. Очень болела вся семья. На меня тогда нельзя было рассчитывать на сто процентов. Я могла не прийти, потому что дома плохо. Мне хотелось сидеть у постели сестры, матери, мужа... Я не могла за себя ручаться и проводить на льду столько времени, сколько нужно. Потом меня приютила Водорезова (в замужестве Буянова. - Ред.), после чего мне дали должность консультанта сборной России. Но я могла бы сделать намного больше! Просто у меня нет катка для работы. Если бы мне вернули каток на Стадионе юных пионеров... Думаю, с моими знаниями и опытом я сумела бы воспитать ещё нескольких сильных тренеров и спортсменов. Как минимум.
Скользкая ситуация
- В 2007 г. вы сказали: «Хоккея у нас до сих пор нет. Того, который создали Тарасов и Чернышёв». Спустя 7 лет вы готовы повторить свои слова?
- Готова. Благодаря моему отцу и нескольким другим одарённым тренерам хоккей когда-то переехал из Канады в СССР. Но разве кто-то пришёл, спросил меня, остались ли от отца какие-то рукописи или ещё что-то? А ведь те, кого он тренировал, до сих пор наизусть помнят его рекомендации!
В хоккее получилось, что после определённых успехов люди решили расслабиться. А это очень скользкий путь. Работа над собой не должна заканчиваться никогда и ни у кого. Я не понимаю, почему у нас в хоккее освобождённый тренер, то есть человек, который работает лишь со сборной несколько недель в году.
Тренер должен каждый день выходить на лёд, шлифовать свой профессионализм. Только тогда вырабатывается чутьё - одно из важнейших качеств наставника. А когда ты не учишься новому изо дня в день, профессия теряется.
От России на лёд выходят выдающиеся игроки, но команды нет. А побеждает только команда. Так было и так будет всегда. Они все хорошие ребята, но играть друг с другом просто не могут - привыкли к своим североамериканским клубам, к другим звеньям. Вот и не дерутся за страну.
- Но кто всё-таки, по вашим ощущениям, виноват в том, что произошло на этих Играх с нашей хоккейной сборной?
- Не надо искать виноватых. Если провал - виноваты все, каждый. Быкова в своё время тоже обвиняли (экс-наставник сборной. - Ред.). Взяли и отобрали у человека команду, которую он выстрадал. А ведь отличный был тренер, помешанный на хоккее. Тот самый, из породы фанатиков. А теперь вот консультирует сборную другой страны. Хоккейным людям нужно как-то объединиться, перестать искать друг в друге отрицательные качества и начать трудиться над созданием команды - такой, как была раньше. Пусть она будет не такой звёздной, но зато более слаженной. И главное - нам необходимо вспомнить дух победы, поймать его, удержать!
- Мы незадолго до Игр разговаривали с режиссёром Павлом Чухраем, спрашивали у него, как россияне выглядят со стороны. Он сказал, что грубыми, жёсткими. А на Олимпиаде мы какими предстали миру? И главное - какими мы сами себя увидели в Сочи?
- В Сочи мы увидели себя красивыми, сильными, талантливыми! Мы показали миру, что такой Олимпиады никогда не было и, может быть, не будет. По красоте, по комфорту, по качеству спортивных арен сочинские Игры превзошли все предыдущие. А я, как вы понимаете, многое
видела.
И эти наши победы у себя дома, в России! Они объединили людей и сделали их фанатиками спорта. Вся страна смотрела Олимпиаду и болела. Мы со спортсменами это чувствовали и находились словно на подушке любви. Вы нас будто на руках держали! От этого вырастали крылья. Поэтому сумели тут, в Сочи, сделать даже то, что не планировалось. Атлеты друг от друга заражались вкусом победы, и ни один вид спорта не хотел остаться без медалей, сдаться. Каждый выкладывался на свой максимум, открывал в себе скрытые возможности. Это и есть команда. И люди в стране должны быть одной командой, объединённой общей идеей. На какое-то время ею стала Олимпиада. Спасибо всем тем, кто придумал провести эти Игры у нас, кто проложил туда дорогу. А помните, в Ванкувере на каком печальном мы были месте? Я очень рада, что дожила до этой Олимпиады. Что увидела: спорт начинает развиваться, подниматься. Это ведь очень важно, потому что спорт - не только медали. Это в первую очередь здоровье нации.