Во что Капелло превратил Россию - «Спорт»
Два матча я занимался тем, что оправдывал Капелло. Думаете, сейчас уже не получится? Да нет же, смотрите, вот вам факт: сборная России, как бы натужно и скованно она ни играла, имела шансы выйти из группы до последней секунды. Вышла – был бы праздник.
Я делаю это утверждение не вполне всерьез – какой там праздник, когда команда все-таки не вышла из группы. Но если перечитывать, повторять про себя мантру «у нас были шансы до последней секунды», то будет легче понять человека, который наверняка бубнит ее себе под нос до сих пор.
Фабио Капелло на самом деле очень предсказуем. Многие из вас наверняка забыли товарищеский матч с Норвегией, сыгранный перед чемпионатом мира, еще до того, как в нем прозвучал финальный свисток. И правильно сделали – матч был ужасным. В той встрече России впервые при Капелло вышла в классической расстановке 4-4-2 с Кержаковым и Кокориным впереди и Шатовым слева. Как и с Алжиром, забила быстрый гол после фланговой атаки и пропустила ближе к концу второго тайма. Вспомнили? А Капелло его и не забывал.
Он откладывал выход двух нападающих на чемпионате мира ровно до того матча, в котором нужна была только победа. Если бы хватило ничьей, то Кержакова бы мы увидели только после перерыва. Да и эти два нападающих появились лишь для того, чтобы команда смогла создать тесноту в центре, доставить мяч на свободный фланг и оттуда удачно навесить – а потом охранять счет. Кто в отборочном турнире отдал больше всего передач под удар? Правильно, Комбаров. Кто в команде Капелло лучшие ассистенты? Конечно, фланговые игроки – Комбаров и Самедов.
Знаете, почему Дзагоев не вышел в основе даже в последнем матче? Его созидающие навыки нужны Капелло только тогда, когда команда отыгрывается или побеждает в пожарном режиме. Сразу после гола на месте Дзагоева оказался Кокорин – он оттянулся под Кержакова, превратил схему в 4-4-1-1 и посвятил следующий час прессингу, которым возможно, занимается лучше Дзагоева.
Все это к тому, что пока зритель смотрит на сборную России с недоумением, злостью или зевотой, Фабио Капелло не испытывает никаких чувств. Для каждого действия, каждого поперечного паса центральных защитников, каждого несмелого забега по флангу, каждой возмутительной замены (Денисов вместо Глушакова? Канунников вместо Кержакова?!) у него есть прагматичное объяснение. Капелло 68 лет. Он поступал так слишком часто, много выигрывал и всегда плевал на то, что думают о его способах добиваться результата.
Поэтому не удивляйтесь, что Капелло все время повторяется. Он настолько последователен и механистичен, что даже сценарии чемпионатов мира у его команд совпадают. Вспомните Англию на ЧМ-2010 – ободряющая квалификация и кошмарный турнир: ошибка вратаря в первом матче, ничьи, унылый футбол, Германия в 1/8 финала. До повторения этого пути России оставался один шаг. В Англии Капелло даже и не думал признавать какие-то ошибки, он так же говорил, что строит команду на будущее, стоит возле кирпичной кладки с засученными рукавами и мастерком в руке. Не мешайте, приходите через пару лет.
Штука в том, что профессионализм Капелло в возведении кирпичной стены довольно сложно оспорить – мало у кого хватит для этого авторитета. Но уже сейчас, после чемпионата мира, где к ожиданию результата у любого болельщика добавляется желание радоваться игре своей команды, можно сказать, что эту радость Капелло не подарит России никогда. Радость от выхода из группы на Евро-2016 или домашнем чемпионате мира – возможно. Гордость за несущихся в атаку Кокорина, Дзагоева, Канунникова, Черышева или кого там еще – даже не ждите. В состав раствора для кладки эмоции не
входят.
В этом мне видится главная проблема союза Капелло и России – здесь чувства, которые вызывает игра сборной, куда важнее, чем результат. Мы все смотрели остальные матчи чемпионата мира и теперь можем честно признаться: самой скучной, самой неяркой, самой банальной из 32 команд чемпионата была Россия. Мы полгода радовались тому, что сборная в третий раз в истории вышла на чемпионат мира – и правильно радовались, для России это действительно событие. Выход из группы тоже был бы событием, но даже если успокоиться и понять, что сборную от него действительно отделили две-три индивидуальные ошибки, то больше ничего не останется.
Каким вы запомните ЧМ-2014? На нем у нас не было ни надежды, ни по-настоящему сильного разочарования. Ни пяти голов Саленко, ни промаха Бесчастных, ни слез Сычева, ни плохого, ни хорошего – ничего.
Иван Калашников