Настоящие чудовища самые неприметные - «Стиль жизни»
— Тепло ли тебе, девица?
Девица окостеневать стала, чуть языком шевелит:
— Ой, тепло, Морозушко, тепло, батюшко!
(А.Толстой, Морозко, 1984; 282).
Антропологический образ Настеньки из сказки про Морозко — это образ эталонной женщины, к которому все должны были стремится и кем все должны были притворяться. Скромная, робкая, нежная, неприхотливая.
Но правда в том что Настенька из сказки про Морозко — фашистка. Хитрая и двуличная женщина, которая говорит то, что от неё ожидают услышать, чтобы получить выгоду.
В сказке она позиционируется как прекрасная и нежная девушка, полная добродетелей, умение терпеть и врать — главные из которых.
И когда она врет маньяку из леса про то, что ей тепло, она совершает преступление сразу против всех: против Морозко, который теперь будет думать, что способ произвести на женщину впечатление — заморозить ее до смерти, против всех женщин, которым теперь из-за этого достанется, против себя, потому что врать себе про свои ощущения и чувства — это самый быстрый способ стать несчастной и закапсулировать в себе неосознанное желание мстить мужчинам, а также против своих детей, которых она теперь будет воспитывать с позиции: господь терпел и нам велел.
Я думаю, что по Настеньке своим современным взглядом прошлись уже все, кому не лень, поэтому оставим в покое её и её грехи, перейдём к чудовищам, которых она породила.
Милые, скромные, непорочные, с волосами и бровями природного цвета, милочки в чистеньких свитерках и юбочках по колено, девочки, сидящие с покорной улыбкой на краюшке стула: вот современные двуличные монстры. Назовем нашего монстра Олюшка, в честь жены криминального авторитета Саши Белого, бабушкиной внучки и скрипачки. Прелесть, а не девушка. Юное дарование. Притворщица.
Знаете, почему я не верю таким девушкам? Да потому что это невозможно. Невозможно дожить даже до 20 лет и в капитале идентичности иметь только вот это милое личико и потупленный взгляд. Невозможно.
Девушка должна пережить переходный возраст, эксперименты с внешностью, идеологией. Она должна пройти все этапы, которые в сказках положены только антигероям: Ленивице, нерадивым дочерям мачехи и прочим неприглядным личностям. А именно: приступы жадности, злобы, ненависти, зависти, нечеловеческие амбиции, желание идти по головам, душить, драться, царапаться когтями — пережить вот это все, что неизбежно сопутствует самостоятельности и независимости. Все, о чем не принято думать милашке и отличнице нужно пережить и проработать. И не обязательно с помощью сложных духовных практик, можно и просто методом проб и ошибок. То есть физически пойти, попытаться побороться за что-то, покричать, поплакать, выставить себя полной идиоткой, вернуться домой, ещё поплакать и обдумать, как это вышло и как этого не допустить в дальнейшем. И главное, самое главное, принять все это в себе.
То есть ещё лет в 16 подойти к зеркалу и сказать: "окей, я бываю не права. Да, я чувствую ревность/злобу/зависть, и да, от этого никому не становится легче. Поэтому сейчас я ещё немного поплачу, а завтра придумаю, как мне жить, зная и принимая, что во мне все это есть таким образом, чтобы от этого больше не страдала ни я, ни окружающие". Женщина должна пережить этот момент. Точнее переживать эти моменты, потому что черта с два это все получается за раз. Тогда она становится настоящей, живой, она становится объемным персонажем.
Но не Олюшка, нет. Эти все плохие эмоции не для Олюшки. Она улыбается при встрече, тупит взгляд и поправляет прядь волос. Она красивая, добрая, скромная, все эти негативные качества это не про неё. Олюшка сидит на краюшке стула и всегда повернута к вам своей лучшей стороной, самым милым выражением лица, самой скромной позой. Олюшка желает всем доброго утречка.
И делает она это потому, что это ее маскировка, вот почему она такая скованная. Она как этот огромный инопланетный жук из Людей в Чёрном в теле фермера: естественно смотрится только в одной позе. Потому что со спины или любого другого ракурса она состоит целиком из невыраженных эмоций: из невыплаканных слез, невыкричанных матов, из хрипоты, злости, обиды, капризов, желания мстить. И все это, о ужас, неподвластно ей. Это монстр, свитый из разросшийся пороков, которым она не может управлять. И существование которого она отрицает. Всем удачки, говорит Олюшка.
В мирное время она аккуратно ходит, приветливо улыбается малознакомым людям, она опрятная серая мышка. Дома Олюшка террорист, который никому не прощает не то что слабостей — особенностей. Ее раздражает ее муж, как он разговаривает, жуёт, как выглядит его тело и как он засиживается в туалете. Ее разражают собственные дети. Олюшке все должны, и все виноваты во всем, все портят ей жизнь, а если что-то дают, то пусть дают побольше. И она терроризирует всех домашних, как маленький аккуратненький Муссолини за то, что они просто люди. "Не такие идеальные люди как я", — думает про себя Олюшка, но никогда не говорит это вслух, потому что это и так понятно.
Ещё из Олюшки все время лезет все, чего в ней и быть не может: например она закатывает скандалы и дерётся. Или изменяет мужу. Или вдруг ее темная сторона на минуту пересиливает, и вот она уже сделала татуировку. Что-нибудь пошлое, вульгарное, вроде сердечка на заднице, а вот она снова расчесана на пробор и полна божьей благодати.
И вот наша милочка сидит в электричке со своей скрипочкой, в бежевой юбочке по колено, держит спину ровной и смотрит в окно с робкой мечтательной улыбкой. А вот ей случайно наступает на ногу молодой человек. А вот она поворачивается и вырывает ему горло голыми руками.
Почему? Это происходит? Потому что милые синие чулочки хотят всем нравится. И поэтому отрезают от себя все неприглядные куски. Остаётся обычно от 3 до 30% довольно средней, но приветливой девочки. И от 70 до 97% чёрной тени, идущей за ней по пятам, за
существование которой она ненавидит себя и мстит окружающим.
Если вы похожи на Олюшку, если вы хороши и милы, а вам попадаются одни козлы, разрушающие вашу жизнь, если вас поражает до чего вокруг все кровожадны и мелочны, то сделайте глубокий вдох. Это не они, это вы. Пойдите, покричите в подушку, а потом, шаг за шагом, мерзость за мерзостью примите все, что есть внутри вас. Не вот этот удачный ракурс как у Перис Хилтон, а всю, все что там есть.
Эта статья — инвестиция в мир, в котором я живу каждый день. Мне выгодно, чтобы Олюшки разобрались со своими чувствами к себе и перестали делать с окружающим миром то, что они делают.
И от лица общества, которое заставляет вас выкинуть большую часть себя в мусорку, а то, что осталось носить всю жизнь и фрустрировать по этому поводу, я прошу у вас прощения.
Диана Лебедева