Откуда мы знаем, что Библия говорит правду - «Стиль жизни»
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.
Как можно назвать Библию «словом Божиим», если ее явно написали люди?
Разумеется, Библию написали люди! Кто же еще? Одна из проблем, которые возникают у современного читателя с восприятием Библии — это представление о том, что слово Божие должно быть чем-то вроде инопланетного артефакта, упавшего с неба в совершенно готовом виде и вещающим без помощи людей.
Библия этому представлению, разумеется, не соответствует — и не должна. Бог обращается к людям на человеческом языке и внутри человеческой истории, поскольку цель Бога — это именно спасение людей. И Он, конечно, не сбрасывает с неба готовый текст.
Он действует совершенно иначе. Он избирает Cебе группу людей, народ, общину, с которой устанавливает прочные отношения — то, что Библия называет «заветом». Через эту общину Бог обращается ко всему миру.
В Ветхом Завете (это часть Библии, повествующая о событиях, происшедших до прихода Господа нашего Иисуса Христа), повествуется о том, как Бог избрал Авраама — человека, который доверился Ему и последовал за Ним. Потомки Авраама становятся избранным Божиим народом, которые призваны отречься от всех ложных языческих Богов и хранить верность единому истинному Богу.
На протяжении веков ветхозаветной истории Бог посылает Своему народу пророков, которые открывают Его волю, обличают грехи народа и указывают ему путь спасения. Пророки также предвещают приход Мессии — Спасителя, который избавит людей от зла и греха и положит начало новой, мессианской эре.
То, что мы называем Священным Писанием Ветхого Завета, формируется внутри этого народа, и это длительный и сложный процесс, в котором принимает участие множество людей. Иногда Бог Библии вмешивается в историю явным и чудесным образом — как, например, в истории Исхода, но в человеческой истории всегда, неотступно, действует Божий промысл, который направляет все ее события к предустановленным Им целям.
Бог особым образом вдохновляет человеческих авторов священных текстов и направляет весь процесс их формирования таким образом, чтобы сообщить Своему народу — и всем последующим поколениям людей — истины, необходимые для нашего спасения.
Таким образом, первичен здесь народ, община, с которым Бог заключает завет и внутри которого Он созидает священный текст.
Подобным же образом события развиваются и после прихода Спасителя — Он не дает нам текст. Вместо этого Он создает Церковь, общину верных, во главе которой стоят апостолы, которых Он и посылает в мир с миссией свидетельствовать о Нем: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19,20).
Внутри Церкви формируется сборник текстов, имеющих апостольское авторство или излагающих свидетельство апостолов, которые и составляют Новый Завет.
Бог обращается к нам, в первую очередь, через общину верных — Церковь, о которой Христос говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Библия возникает внутри этой общины, и, разумеется, написана людьми, которых Бог избрал, особым образом вдохновил и направил, чтобы через них обратиться ко всему остальному миру.
Почему в Библии, если она вдохновлена Всеведущим Богом, нет ни намека на современные научные знания? Например, почему в Библии не упоминаются динозавры?
Потому что это не входит в цели Библии. Как говорит К. С. Льюис, самое главное для понимания любой вещи — от штопора до собора — это понять, для чего она предназначена. Библия не является универсальной энциклопедией знаний — вы не найдете там, например, рецептов приготовления пельменей или наставлений по программированию на языке Си. Цель Библии — не в том, чтобы сообщать нам естественнонаучные знания.
Ее цель формулирует апостол Иоанн в конце своего Евангелия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31). Главное содержание Библии — это Иисус Христос, Бог, ставший человеком ради нашего спасения, и ее цель — привести нас к спасительным отношениям с Богом через Иисуса Христа. Все содержание Священного Писания подчинено этой цели: Ветхий Завет повествует о том, как Бог приготовляет приход Спасителя, Новый — о спасительных деяниях Христа и первых шагах созданной Им Церкви.
Освещать вопросы, которые не имеют отношения к нашему вечному спасению — такие, как, например, вопрос о динозаврах — просто не входит в задачу Библейского откровения.
Почему Библия не соответствует современной научной картине мира? Разве Бог не знал о созданном Им мире то, что ученые знают сейчас?
По целому ряду причин, начнем с самой простой — какой именно научной картине мира должно соответствовать Писание? Ведь эта картина постоянно меняется.
В начале ХХ века серьезным аргументом против Библии считалось то, что Библия провозглашает единство человеческого рода, падшего в Адаме и искупленного во Христе, что противоречило «научному» расизму той эпохи.
Примерно в то же время, 20-е годы ХХ века консервативные христиане (например, Г. К.Честертон) по религиозным и моральным соображениям возражали против евгеники, научного представления (и практики) того времени, что такие социальные язвы, как бродяжничество, алкоголизм и преступность можно искоренить, стерилизуя людей с «плохой наследственностью». Сейчас и расовая теория и евгеника отвергнуты современной наукой — в итоге религиозные мракобесы оказались правы — но тогда-то они считались совершенно научными.
Научным считалось и представление о вечности вселенной — и многие ученые в штыки приняли теорию большого взрыва, выдвинутую бельгийским священником Жоржем Леметром, именно потому, что она предполагала начало вселенной во времени и намекала на Божественное творение. Сейчас
эта теория является общепринятой.
Для науки совершенно нормально, что ее картина мира постоянно меняется и представления, которые считались безусловно научными сто лет назад (такие как расизм), сегодня воспринимаются как крайне неприличное фричество.
Это и проясняет вопрос о том, почему Библия не может соответствовать научной картине мира, — она обращена ко всем поколениям людей до конца мира и просто не может соответствовать «научной картине» какого-то одного поколения.
Те преставления о природном мире, которые мы находим в Библии, соответствуют той эпохе, в которую создавались соответствующие тексты. И это вполне понятно, целью Откровения не являлось тогда (и не является сейчас) исправление тех представлений о природном мире, которых люди придерживались, поскольку, как мы уже отметили, это безразлично с точки зрения вечного спасения.