Куда нас ведут метафорические карты - «Стиль жизни»
Лица, пейзажи, абстрактные композиции. Эти рисунки и фотографии возбуждают любопытство и становятся все более популярными. Для чего они нужны, кто ими пользуется и можно ли в них играть?
Познать себя
«Мне трудно открываться перед людьми, — признается 29-летняя Евгения. — Я пришла к психологу, но не могла заставить себя говорить. Тогда он выложил стопку карточек с пейзажами и предложил рассмотреть их. Некоторые мне понравились, я отложила их в сторону. Психолог спросил, почему я выбрала именно эти. Постепенно я разговорилась…» Эти карты — особые, не игральные и не гадальные.
«Их называют метафорическими или ассоциативными, — объясняет психолог, директор издательства «Генезис» Екатерина Мухаматулина, — потому что представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Другое название — терапевтические карты, поскольку их используют в своей работе психологи».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
На фотографии — вечерняя пустынная улица, освещенная редкими фонарями. «Это образ одиночества, — считает 32-летняя Анна, — так вот и я бреду по жизни одна, без спутников, и уже начинает темнеть, и это пугает меня». Совсем по-другому воспринимает это же изображение 45-летний Иван: «Трудовой день заканчивается, и можно наконец отдохнуть, пройтись по городу, и никто меня не будет дергать», — объясняет он свой выбор.
Метафорические карты — это не психологический тест, хотя в работе с ними, как и во многих тестах, также задействован механизм психологической проекции. В чем же различие?
«В тест набор всех возможных результатов заложен еще до того, как мы приступили к его выполнению, — объясняет создатель нескольких колод метафорических карт, психолог Галина Кац. — Пройдя тест, мы в итоге получаем готовый вывод о нашем характере, способностях или состоянии, это уже зависит от цели тестирования. С картами все иначе. Выбор той или иной карты сам по себе ничего не говорит. Здесь нет готовых результатов, есть процесс: мы предполагаем, вносим уточнения, размышляем и постепенно углубляемся в смысл».
Этот путь можно проделать самостоятельно либо вместе с психологом, задача которого в этом случае — двигаться вместе с нами, не забегая вперед.
СНИЗИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ
Почти все, кто пришел к психологу впервые, испытывают в той или иной степени беспокойство. Непросто сразу довериться другому человеку, к тому же пока малознакомому. Непросто говорить о проблемах, которые пугают или вызывают чувство стыда. Гораздо легче начать с обсуждения картинки, ведь тогда можно побыть какое-то время в тени. Говорить не о себе, а об изображении и контролировать меру своей откровенности. Это особенно ценно для тех, кому трудно находиться в центре внимания.
«Многие готовятся к неприятному или трудному разговору с психологом, а разглядывать картинки — это простая деятельность, в которой никто не может потерпеть неудачу, поэтому напряжение быстро спадает», — замечает Галина Кац.
Карточки можно задействовать в любой момент, когда клиент испытывает тревогу и появляется необходимость помочь ему почувствовать себя в безопасности.
НАЙТИ ПУТЬ К ВАЖНЫМ ТЕМАМ
Немногие заранее знают, к какому результату они хотели бы прийти в ходе психотерапии. Некоторых приводит в кабинет неясное чувство неудовлетворенности. В чем его причина, откуда оно возникло и что именно хотелось бы в жизни изменить — эти вопросы могут стать началом психотерапевтической работы. Взяв в этот момент в руки колоду, можно подобрать символические изображения «как есть сейчас» и «как я хочу, чтоб было», сделав их видимыми.
«Мы живем в визуально-ориентированной культуре, — подчеркивает психолог Галина Кац, — поэтому зрительные образы легче воспринимаются и служат отправной точкой для разговора. Если бы мы больше слушали музыку, наверное, могли бы обращаться к мелодиям. Но нам привычнее смотреть. Поэтому мы предлагаем картинки, которые пробуждают воображение».
Метафорические карты помогают не только в начале психологической работы. Они позволяют затронуть табуированные или трудные для обсуждения темы, такие как насилие или инцест.
«Многим клиентам проще показать соответствующую карточку, чем назвать словами то, что с ними произошло», — замечает Галина Кац.
Например, клиентка не может произнести вслух: «отец бил меня», но она выбирает карточку с изображением замахнувшейся руки. Затем с помощью психолога находит в себе силы описать все, что случилось. Так благодаря метафорическим картам снимается запрет на высказывание, и чувства наконец находят свое выражение.
ДЛЯ РАЗНЫХ ЦЕЛЕЙ
Некоторым нравятся карточки с конкретными изображениями (дом, яблоко), другим удобней работать с абстрактными образами. Предпочтения зависят от привычек мышления и восприятия. Психологи часто предлагают клиенту несколько наборов на выбор. Например, колода из двух частей: карты покрупнее изображают разные тела, мужские и женские, в домашней или официальной одежде или обнаженные, а на картах размером поменьше размещаются… головы. Можно выбрать тело и приставлять к нему разные головы. Или наоборот.
Получаются странные, иногда фантастические комбинации — на женском теле, облаченном в домашний халат, курчавая голова негритенка. Эти существа-гибриды обретают смысл в контексте психологической жизни клиента. «Голова может символизировать разум или совесть, — поясняет Галина Кац, — а тело — желания, физическую жизнь».
Есть другие наборы карточек, например колода, подходящая для разговора о детстве. На одной карточке — ребенок держит за руки обоих родителей, на другой выглядывает из-под крышки большого сундука. Эти колоды подходят для работы и со взрослыми, и с детьми. Специально для детей созданы колоды с крупными, яркими и более простыми рисунками. Они помогают детям осваивать социальные навыки: быть дружелюбным; задавать вопросы; просить другого перестать, если тот делает нечто неприятное...
Есть «Коуп-колода» («cope» по-английски «преодоление»), созданная для работы с травмами. Она делится на две части: половина карт изображает травмирующие ситуации, например физическую травму. Вторая половина показывает разные ресурсы для преодоления: поддержка друзей, творчество. С их помощью можно рассказать о том, как мы обычно справляемся с трудными ситуациями, и найти новые, еще не задействованные, возможности.
Куда нас ведут метафорические карты
КАК ВЫБРАТЬ
Если мы подбираем метафорические карты для себя, для размышлений, медитации или обсуждения с друзьями, то выбор зависит от цели и от нашего вкуса. Здесь все имеет значение — и тематика (например, набор «Окна и двери» подходит для размышления над способом взаимодействия с внешним миром, а «Пути-дороги» — для осмысления жизненных путей), и цветовая гамма, и даже то, матовые карточки или глянцевые.
«Глянец многие воспринимают как нечто более радостное и оптимистическое, — замечает Екатерина Мухаматулина, — но есть и те, для кого он символизирует отстраненность, это как бы «чужая жизнь». Сейчас в издательстве «Генезис» можно купить некоторые наборы в двух вариантах, матовом и глянцевом. Однако профессионалы предпочитают матовые, они больше подходят для психологической работы».
А если мы собираемся обратиться к психологу? «В этом случае выбирать нужно не карточки, а специалиста, который с ними работает, — подчеркивает Галина Кац. — Карточки сами по себе только вспомогательное средство, они не метод психотерапии, а только ее инструмент». При этом они универсальны, их используют психологи, практикующие самые различные подходы, от юнгианского до когнитивного.
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ
С помощью этих карт можно играть. Вот только проигравших не будет, все выиграют.
Рассмотрим для примера игру «К вашему несчастью». Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».
Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».
Задача другого игрока — «покрыть» предъявленную карточку
одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».
Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».
Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» — здесь простор для фантазии.
«Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, — объясняет Галина Кац, — а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме. В «ваше несчастье» хорошо играть в семье или с коллегами, потому что в любой группе почти всегда присутствует скрытая агрессия». А игра помогает снять возникающее из-за этого напряжение.