ВИЧ больше не убивает - «Здоровье»
Продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных людей возросла на десять лет благодаря антиретровирусной терапии (АРВТ), сообщают ученые. Это значит, что сейчас люди с ВИЧ живут столько же, сколько и не зараженные вирусом. Результаты исследования были опубликованы в медицинском журнале Lancet.
Как отмечают авторы, такое значительное улучшение стало возможно благодаря использованию менее токсичных препаратов, появлению большего количества вариантов терапии для людей со штаммами ВИЧ, устойчивыми к лекарствам, и более строгому соблюдению предписаний врачей.
У новых препаратов меньше побочных эффектов, вирусу сложнее выработать к ним устойчивость, а улучшенные программы профилактики и лечения заболеваний у ВИЧ-инфицированных позволяют максимально избежать последствий болезней.
«Наше исследование иллюстрирует, как улучшенные препараты вкупе с профилактикой, своевременной диагностикой и решением проблем со здоровьем могут продлить жизнь»,
— говорит Адам Трики, ведущий автор исследования.
АРВТ получила распространение в середине 1990-х годов. Она представляет собой комбинацию трех или более препаратов, направленных на предотвращение репликации вируса. Это позволяет предотвратить нанесение ущерба иммунной системе и, как следствие, прогрессирование болезни.
В исследовании авторы рассмотрели 18 работ ученых из стран Европы и Северной Америки, в сумме охвативших более 88 тыс. человек, которые начали принимать антиретровирусные лекарства в 1996–2010 годах. Среди тех, кто стал получать препараты в 1996–2007 годах, процент умерших в первые три года был выше, чем среди тех, кто начал лечение в 2008–2010-х.
Особое внимание исследователи уделяли смертям от СПИДа. Их количество значительно сократилось за рассмотренный период во многом благодаря более современным препаратам и восстановлению иммунной системы.
В результате, по расчетам авторов, ожидаемая продолжительность жизни для молодых, двадцатилетних людей с ВИЧ-инфекцией на сегодняшний день возросла на девять лет для женщин и десять — для мужчин.
Те, кто начал принимать АРВТ после 2008 года, имеют все шансы дожить в среднем до 78 лет — как и не зараженные ВИЧ люди.
Однако такой расклад возможен не для всех ВИЧ-инфицированных. Например, среди заразившихся во время инъекции наркотика настолько значительного прогресса не было. Трики подчеркивает, что при принятии мер по профилактике и лечению ВИЧ особое внимание необходимо уделять группам риска.
Кроме того, как отмечает медицинский директор благотворительной компании Terrence Higgins Trust, треть ныне живущих ВИЧ-инфицированных составляют люди старше 50 лет. «В нынешнем виде системы здравоохранения и социального обеспечения не готовы справиться с растущим количеством тех, кто стареет с ВИЧ, — говорит он. — Нам необходима новая модель, включающая как первую помощь и услуги специалиста по ВИЧ, так и повышение осведомленности об особенностях жизни пожилых ВИЧ-инфицированных».
«Мы надеемся, что результаты этого исследования позволят избавиться от оставшихся социальных стигм и дадут ВИЧ-инфицированным возможность прожить долгую и здоровую жизнь, не испытывая трудностей с получением работы и имея социальную страховку», — делится профессор Хелен Стокс-Лампард из Королевского колледжа врачей общей практики.
А вот в России дела обстоят менее оптимистично. «Наше исследование основывалось на данных из стран Европы и Северной Америки и поэтому неприменимо к России. Восточная Европа и Центральная Азия — единственные в мире регионы, где количество носителей ВИЧ растет», — сообщила «Газете.Ru» Маргарет Мэй, одна из авторов исследования. Согласно приведенной ею статистике, с 2006 года количество ВИЧ-инфицированных россиян выросло на 149%. 2,3% взрослого населения в России употребляет инъекционные наркотики. 18–31% из них заражены ВИЧ. В 2015 году доля наркоманов среди людей, у которых ВИЧ был обнаружен впервые, составила 54%. В 44% случаев заражение происходит через гетеросексуальный половой контакт, чаще — от мужчины к женщине. Особая группа риска — наркоманы и проститутки.
Тем не менее с одной из сопряженных с ВИЧ проблем Россия справилась почти идеально. Предотвратить передачу вируса от матери к ребенку удается в 98% случаев.