Я думала, он изменится - Женский блог.
Я думала, он изменится…
Глобальной ошибкой жертв насилия является то, что вместо того, чтобы обвинять агрессора, они начинают искать причину насилия в себе, осуждать себя.
Почти вся отношенческая психотерапия разворачивается в одной и той же точке. Встречаются каннибал и обычный человек. Каннибал хочет полюбить - полюбить обычного, и потом съесть его. А обычный хочет просто полюбить каннибала, но чтобы тот не ел его. И тогда обычный человек приходит на психотерапию и говорит психотерапевту: - Доктор, как мне объяснить ему, чтобы он меня не ел? Так вот, вся психотерапия происходит обычно в том месте, где обычный человек (не каннибал) мучительно приходит к пониманию, что каннибал питается мясом, а не объяснениями. (Полина Гавердовская)
Анонимный клуб жертв, или «Я думала, он изменится…
Я знаю этих женщин. Многие из вас их знают тоже. Я знаю, как выглядят замазанные тональным кремом синяки и гематомы. И знаю, как изобретательны жертвы насилия в сокрытии истинных причин своих повреждений. Еще в студенчестве я была знакома с девушкой, которая регулярно падала с лестниц, билась головой об общественный транспорт, не вписывалась в дверные проёмы. И мы, молодежь из достаточно благополучных семей, верили в такое вот фатальное невезение. Только потом, много синяков, ушибов, переломов спустя, мы узнали, что нашу приятельницу регулярно избивал муж.
А еще я знаю, что жертвы насилия отвечают на резонные вопросы: Почему же ты не ушла, когда это случилось в первый раз? Почему никому не рассказала? Почему не попросила о помощи? Как допустила то, что ситуация насилия повторялась? Они отвечают: Я думала, он изменится…
Заблуждение, относительно того, что что-то изменится, что теперь-то он всё понял и раскаялся и т.п. базируется на особенностях третьей стадии цикла насилия, так называемого «медового месяца». Но, обо всем по порядку.
В 1984 году американская исследовательница Леонор Уолкер проанализировав многочисленные опросы подвергающихся насилию женщин, разработала «цикличную теорию насилия». В теории цикла насилия выделяют три определенные повторяющиеся стадии, характеризующиеся увеличением силы и частоты.
Стадии цикла насилия
Итак, первая стадия – стадия эскалации напряжения. На этой стадии в прямом смысле слова, нарастает напряженность в семье. Она может длиться от нескольких недель до нескольких лет. Учащаются конфликты, оскорбления. Избиения на этой стадии незначительны. Но! Они есть.
И именно на этой стадии у жертвы есть возможность прервать цикл насилия. Уйти от агрессора, дистанцироваться, дать отпор, да много чего.
Отличительная особенность этой стадии – у жертвы еще есть выбор! И она его делает. Она оправдывает жестокое отношение или сводит его к минимуму: «Подумаешь, просто синяк, могло быть хуже», «Это я сама полезла под горячую руку» и т.п. Кстати, агрессор будет всячески поощрять, культивировать и развивать самообвиняющие тенденции жертвы, создавая тем самым иллюзию контроля над сложившейся ситуацией. Иллюзия потому, что у жертвы создается обманчивое ощущение того, что поступи она иначе – всего этого можно было бы избежать. А это не так, мы не контролируем поведение Другого. И агрессор поступает так, как он поступает и повлиять на это невозможно. Единственное, что можно изменить в этой ситуации – принять ее и остаться в ней или уйти, покинуть ее.
Жертва остается, так происходит переход к следующей стадии.
Вторая стадия - «серьезный инцидент насилия». Длится от 2 до 24 часов. Характеризуется случаями сильного избиения, а еще полной потерей контроля над процессом. Сценарий событий – жестокий. В этой фазе цикла жертва воспринимается, как объект. Ее шансы изменить ситуацию на этой стадии приближаются к нулю, ситуация вышла из-под контроля, угроза жизни и здоровью высока. Завершить эту стадию может только сам нападающий, поведение жертвы ничего не меняет.
Третья стадия сменяет вторую, как ясный солнечный рассвет – самую ненастную ночь. Это стадия примирения, «конфетно-букетная», стадия «медового месяца», стадия необычайного покоя и покаяния. Жестокость сменяется раскаянием, подарками, хорошими манерами и, конечно же, заверениями, что ничего подобного не повторится больше никогда и в семье отныне будут только любовь, покой и благоденствие. Жертве возвращается иллюзия контроля под эгидой: казнить или помиловать. Жертва снова делает выбор не в свою пользу и милует. В этой фазе жертва тщетно надеется, что избиения прекратятся.
Дальше, как вы сами понимаете, цикл повторяется с нарастающей жестокостью. Почти всегда. С течением времени третья стадия имеет место всё реже и реже, цикл сокращается до двух фаз: напряжения и вспышки насилия.
Глобальной ошибкой жертв насилия является то, что вместо того, чтобы обвинять агрессора, они начинают искать причину насилия в себе, осуждать себя. Пытаются менять своё поведение в надежде изменить ситуацию, демонстрируя полную преданность и самоотдачу.
Увы! Конфликт, приводящий к насилию, можно назвать, используя термин Л.Козьера, «нереалистичным». То есть, ситуация не имеет никакого отношения к реалиям жизни, просто агрессивные импульсы ищут своего выражения, вне зависимости от объекта. Выбор женщины в данном случае заключается только в том, оставаться рядом с мужчиной, который склонен к насилию или нет. И, принимая решение остаться, знайте: скорее всего, он не изменится.
Далее я приведу набор черт, выявленных у мужчин, проявляющих физическое насилие (Меновщиков, 2002). Если мужчина проявляет несколько черт характера из нижеперечисленных, вероятность физического насилия достаточно высока. Если в вашем избраннике имеются четыре последние характеристики – бегите! Они почти со 100% гарантией указывают на склонность к насилию. Итак,
Черты характера потенциального насильника
1. Ревность. Ревность, как признак собственничества, выражающаяся в контроле над социальными связями женщины, обвинениях во флирте, подозрениях в нечестности. Он будет часто звонить ей в течение дня, неожиданно появляться дома, он может выступать против того, чтобы женщина работала. Он будет говорить, что его ревность – это знак любви.
2. Контроль. Он будет стремиться к тотальному контролю: Во что женщина одета, с кем она общается, где она бывает и куда тратит деньги. Он будет говорить, что его контроль – это забота о ее безопасности.
3. Быстрая связь. Знакомство, сближение, переход к интимным отношениям калейдоскопом сменяют друг друга без пауз и промедления. Всё происходит молниеносно, это «любовь с первого взгляда», «ты – та, которую я ждал всю жизнь», «ты – единственная, кому я мог это сказать». Он отчаянно нуждается в ком-либо.
4. Нереальные ожидания. Он надеется, что она будет идеальной во всем: и женой, и матерью, и любовницей, и другом. Он очень зависим от женщины с точки зрения удовлетворения потребностей, он ждет, что она будет ему всем, заменит ему «целый мир».
5. Внешнеобвиняющая позиция. При возникновении проблем, он всегда находит виновника. А затем и женщина становится виноватой во всем, что происходит не так, как ему хочется.
6. Обвинение других за свои чувства. «Ты меня раздражаешь», «Когда ты поступаешь так, ты оскорбляешь меня» и т.п.
7. Гиперчувствительность. Такой мужчина будет постоянно напоминать вам о своей тонкой душевной организации, ранимости чувств и несправедливости мира по отношению к нему, оставляя за кадром собственную безответственность.
8. Грубость по отношению к животным или детям.
9. «Игривое» применение силы в сексе. Он приветствует игру «изнасилование». Он требует секса даже тогда, когда женщина устала, или больна.
10. Вербальные оскорбления. Он грубит, сквернословит, словесно унижает женщину.
11. Ригидные гендерные роли. Он хочет видеть женщину глупой, подчиненной ему, зависимой.
12. Вспыльчивость. Повышенная эмоциональность. Частые смены настроения.
13. Случаи избиения в прошлом. Вы узнаете случайно, или нет, что он бил бывшую жену, и думаете: со мной такого не случится. Ошибаетесь! Такой мужчина будет бить любую женщину, находящуюся рядом с ним, обстоятельства в данном случае ничего не меняют.
14. Угроза насилия. «Я тебе шею сломаю», «Сейчас как врежу» - вам всегда расскажут, что с вами сделают. И с вами сделают это.
15. Битье посуды, предметов, мебели. Цель такого поведения – угроза: следующая – ты.
16. Применение силы в качестве аргумента. Вас толкают, пинают, запирают в помещении, лишая свободы.
Чем богаче набор этих характеристик, тем выше вероятность насилия.
Наиболее часто причиной насилия является родительский сценарий, где отец бил мать. Фоном такого сценария зачастую является употребление алкоголя и низкий уровень самоконтроля, или такое уродство личности, как
психопатия. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращает физическую агрессию в жизненный стиль личности. Именно поэтому ни перемены в обстоятельствах, ни смена жен и партнерш, ни тысяча извинений не меняют паттерн его поведения, это его жизненный стиль! Агрессор всегда будет оправдывать свои действия, говоря и веря в то, что он является жертвой, а не обидчиком.
Что касается моей знакомой, речь о которой шла в начале статьи, она всё же развелась с мужем-агрессором, о котором ей всегда будут напоминать последствия множественных ЧМТ. Возможно, он женился снова. Возможно, его новая избранница чем-то напоминает предыдущую, а, возможно, отличается от нее. Но рисунок отношений, скорее всего, повторится. Ведь он – не изменится.
Любите себя, цените себя, берегите себя!
Мария Мухина