Почему тупеют наши дети? - Женский блог.
Раннее развитие — бессмысленное сочетание слов, развитие всегда раннее. Однако это устойчивое словосочетание покорило умы молодых мам. Оказалось, что ребёнку не надо ждать семилетия, чтобы начать читать, дети отлично справляются с этим и в два-три года. Кроха, листающая энциклопедии, оставляла сильное впечатление, и родители принялись увлечённо форсировать интеллектуальное развитие своих детишек.
Сейчас первым ласточкам идеи раннего развития примерно по 25 лет. Умны ли они? О, да, весьма. А разумны?
С теми первыми «ранними» детишками занимались и родители, спешившие развить, и бабушки-дедушки, умевшие спокойно наблюдать за любимыми внуками и вдумчиво беседовать с ними. И получалось, что ребёнок то получал усиленный тренинг, то спокойно сосредоточенно возился в песке, то мастерил домишки из деревяшек, часами следил за жучками. По сравнению с родительским напористым заталкиванием в интеллектуальную культуру это была пустая трата времени, однако теперь, по прошествии четверти века, именно эти спокойные эпизоды видятся прочным основанием последующих успехов.
Совершенствование методик и изгнание из жизни малышей подобных эпизодов породило бесчисленное множество психически нездоровых и интеллектуально слабых детишек. Это объясняли и прививочной вакханалией, и ядами в продуктах, и «экологией», и разводами, и многими другими частными катастрофами, прерывавшими ход блестящего развития. Любой внешний фактор мог «включить» одну из причин, и вскоре на ослабевший организм сходила лавина бедствий.
Мы видим всяких ребят в каждом поколении и не имеем доступа к истинной статистике. Но учителя и педиатры, которые наблюдают множество детишек каждого года рождения, утверждают, что идёт стремительное ослабление и иммунитета, и интеллекта.
«Раннее развитие» — это внимание к ребёнку. Внимание — это хорошо. Но развитие в целом происходит само по себе благодаря окружающей среде. И что же у нас со средой? Ею стали гаджеты. Коробочки с мельтешащими картинками. Вдыхая фенол, толуол и другие малополезные молекулы вместо фитонцидов лесных растений, питаясь неестественными продуктами и общаясь с нездоровой психикой производителей игр и фантазиями создателей мультфильмов, ребёнок развивается далеко не так, как его бабушки-дедушки. Ему в чём-то лучше. Но это что-то — ничтожно мало по сравнению с целым.
Родители знают, что надо гулять на улице. Выходим. Воздух в некоторых районах города куда хуже, чем в квартире. Идём на площадку — там однообразное и весьма вредное резиновое покрытие, вычищенное, надоевшее пространство. Лучше пойти в парк. Однако нынешний парк в корне отличен от того, что было раньше. Он благоустроен. Иначе говоря, он превращён в ту же детскую площадку: ничего неожиданного, самостоятельно выросшего или по своей воле приползшего. Везде плитка, фонари, измученные остатки растений. Разнообразия нет.
За разнообразием теперь надо выбираться в лес. Трудновато. Но даже тем немногим семьям, которые регулярно ездят на дачу, не удаётся обеспечить развивающую
среду. Предположим, хватило решимости лишить детей электроники, удалось увлечь за собой на лесные тропы. А рассказать и показать то, что есть вокруг, смогут ли? Есть ли поблизости носители сказок и иной тысячелетней мудрости? Если нет кому показать природу и увлечь ею, то ребёнок сам нескоро научится всматриваться и вслушиваться в этот мир. В этот пока ещё сравнительно богатый мир.
Знаете, что надо сделать? Программа-минимум: освободить дворы от пришлых дворников и руководящих ими чиновников. Чтобы никакой дурак не смел уничтожать наши чудесные луговые растения, ныне именуемые сорняками. Чтобы снова появились во дворах божьи коровки и дождевые черви, поползни и трясогузки. И, конечно же, свой любимый дворовый пёс, как же без этого? Поставить лавочки для бабушек в ласковой тени плодовых деревьев. И тогда у наших детей снова начнёт появляться нормальное естественное раннее развитие.
Автор: Елена Ермолова