Что такое "психосоматическое тело" - Женский блог.
Что является причиной психосоматического функционирования человека. Суть этого функционирования в том, что психические процессы, переживания, создание психических репрезентаций событий и объектов оказываются для психики непосильной задачей, которую вынуждено решать тело с помощью различных функциональных нарушений и заболеваний.
Замена психического переживания соматическим заболеванием называется соматизацией. Является ли соматизация судьбой влечений? Давайте попробуем разобраться. Еще со времен Фрейда мы выделяем:
Либидо и Мортидо – две силы, два влечения, обеспечивающих движение человека по коридору жизни.
Либидо – это влечение к жизни, сила жизни, это само проявление жизни, существование жизни в пространстве и во времени.
Мортидо – это сила, ограничивающая либидо, обеспечивающая конечность жизни, влечение к смерти как к первичному статичному состоянию, состоянию небытия, из которого живое было выведено на время в состояние бытия.
Вся наша жизнь есть, по сути, танец, танго этих двух влечений, их переплетение, взаимодействие, связывание и развязывание. «Правильное» место для пребывания влечений – это человеческая психика.
На двух уровнях личностной организации – невротическом и психотическом – психика работает хорошо, она энергетически наполнена и продуктивна.
У психотика отсутствует тестирование реальности, но содержимое психики яркое и насыщенное. Бред, галлюцинации… Психика становится слабой и бледной на пограничном уровне, она не выдерживает переживаний, и функция психической переработки событий жизни и объектных отношений «сваливается» в тело.
В этой ситуации тело начинает выполнять две функции – свою «родную», физиологическую, выживания, жизнеобеспечения – и инстинктивно-влеченческую. Тело становится инстинктивно влеченческим и зачастую функционирует вопреки заложенному в него природой инстинкту самосохранения.
Это происходит вследствие того, что Либидо сохраняет свои свойства в психике, на уровне тело оно становится сродни Мортидо, приобретает его свойства. То есть, если человек не находит места для любви в объектных отношениях, и не может также реализовать в реальности свой творческий потенциал, то вся сила его любви обрушивается на его собственное тело и разрушает его, «залюбливает до смерти».
Фрейд считал, что Я обладает тремя путями защиты себя от влечения к смерти: мазохизм, проекцию и использование влечений к смерти в процессах жизни.
Мазохизм основан на нейтрализации влечения к смерти влечением к жизни. Влечение к смерти «обезоруживается» удовольствием, получаемым от его реализации.
Проективное решение основано на смещение вовне, на объект, влечений к смерти, которые становятся, таким образом, влечениями агрессивными или разрушительными, направленными на выживание, самосохранение.
Использование влечений к смерти в жизненных процессах основано на их сплетении с влечением к жизни и их участии в общей тенденции к усложнению развития, включенные в это течение Эросом.
Но это пути Я, которое на этапе младенческого первичного нарциссизма было либидинозно инвестировано матерью, ее эмпатией и заботой, ее собственным влечением к жизни.
Если же ядро первичного нарциссизма не сформированы в результате дефицита материнской функции, если этот дефицит никак не восполнен в процессе развития ребенка, то его Я сформируется больным, дефицитарным, нарциссически хрупким.
И именно в этом случае для борьбы с влечением к смерти будет
использоваться соматическое решение. Сутью этого решения является противопоставление физической боли, создаваемой болезнью, когда Либидо, репрезентируемое органами, приобретает свойства Мортидо, и собственно влечением к смерти, осуществляющим боль психическую.
Эти две боли, противонаправленные векторно и сходные по модулю, создают момент тишины, обезболивания, обеспечивают передышку, дают человеку шанс «перезагрузиться», собрать остатки живого (психического) Либидо и выжить.
Решение это крайне рискованное, далеко не всегда удачное, это, по сути, последняя крайняя мера по восстановлению нормального функционирования личности. Понимание сути этого процесса представляется мне необыкновенно важным для создания «канвы» психотерапевтической работы с тяжелыми соматическими пациентами.
Татьяна Гунар