Свое дело: как открыть собственное ателье и добиться успеха — 5 советов дизайнерам - «Мода»
Какое оно — модное и востребованное у отечественных и зарубежных селебрити ателье? Рассказывает о своем опыте петербургского Atelier Biser Ксения Подвальная — fashion-предпринимательница и преподавательница курса «Современный формат ателье» в Fashion Factory School.
Почему из всего многообразия fashion-бизнесов вы решили открыть именно ателье?
Выбор пал на ателье по двум причинам: во-первых, на тот момент это было решением вопроса по реализации позиций, которые было трудно найти и приобрести в готовом виде, а во-вторых, по сравнению с выпуском периодических коллекций это был относительно бюджетный и безопасный вариант. Так как я не обладала опытом ведения подобных дел, то решила минимизировать возможные потери в случае неудачи.
Какие перспективы вы видите у ателье как бизнеса в современных реалиях?
К сожалению, на мой взгляд, консервативные потребители, которые раньше не особо рассматривали отечественных производителей, и сейчас в глобальном смысле неохотно становятся их клиентами. Трансформация подхода к потреблению — процесс небыстрый, многие всеми возможными способами стараются сохранить приобретенные привычки потребления. Я считаю, что у формата ателье есть своя целевая аудитория, которая на сегодняшний день не полностью охвачена, и это не совсем те, кто не может сейчас купить изделия ушедших с российского рынка брендов.
Как вы думаете, почему все больше людей хотят открыть ателье? Мы видим эту тенденцию, особенно в регионах.
Созданное с учетом всех пожеланий заказчика и идеально сидящее изделие не будет грустить в шкафу, а будет эксплуатироваться чаще изделий массового пошива. Плюс, когда заказчик принимает участие в создании, вещь для него становится еще и воплощением его задумок и идей, что тоже крайне ценно и несет определенную смысловую нагрузку для обладателя. И создателю вещей это все крайне льстит. Поэтому популярность индивидуального пошива меня очень радует как со стороны экологичности (ведь индустрия моды — одна из самых загрязняющих планету), так и со стороны проявления индивидуальности в образах.
Какие навыки и знания нужны fashion-предпринимателю, который планирует открыть ателье?
Ателье открывают не только для физической реализации своих фантазий, но и для того, чтобы эти изделия носили. Поэтому на лекции курса в Fashion Factory School я попытаюсь донести важную мысль о том, что, помимо воплощения задумки в реальность, нужно также знать, для кого вы это создаете и каким образом правильно преподнести свои творения, чтобы вызвать желание их надеть. Ведь у каждого artist’а есть своя целевая аудитория, иначе все, что он делает, не имеет смысла.
Что бы вы рекомендовали тем, кто хочет сейчас запускать свой fashion-бизнес?
Не бояться пробовать: только так можно узнать, ваше это или нет. А если ваше, то, как говорит Г.А. Китайгородская, «дерзайте, вы талантливы!». А также получать знания от практикующих экспертов — тех, кто каждый день работает в своем ателье. Например, на курсе «Современный формат ателье» в Fashion Factory, на котором я преподаю. Эта инвестиция, которая окупится в разы. Там мы говорим в том числе и о работе со стилистами, лидерами мнений и селебрити, о том, какие подводные камни можно встретить на этом пути. Эти знания и опыт можно получить только от инсайдеров индустрии и от тех, кто прошел этот путь самостоятельно, создавая свой бизнес.
Чего в вашей работе больше: творчества или менеджмента? Какими правилами вы руководствуетесь как лидер, предприниматель?
Мне кажется, поровну. Иногда творчество нужно в решении, казалось бы, бытовых вопросов, которые не поддаются стандартному подходу. Особенно в наше турбулентное время. Например, что касается доставки: отправить заказ в ЛА или Париж за 1-2 дня сейчас не самая простая задача.
Какими принципами вы руководствуетесь при сборе команды?
Я бы скорее назвала эти принципы необходимостью, нежели своим взглядом. 1) профессионализм (у нас бывают очень сложные в реализации изделия); 2) самоотдача (бывает, что нужно работать без выходных, захватывая вечера и ночи); 3) адекватность (нужно оставаться здравомыслящим, воспитанным и гибким человеком, несмотря на напряженность работы).
Что бы вы посоветовали себе на старте запуска? С каким самым сложным вызовом вы сталкивались?
Посоветовала бы больше верить в себя. Насчет вызовов, наверное, самым сложным было заставить себя поверить, что за мою работу можно и нужно просить оплату — она этого стоит.
Фото: архив пресс-служб