Alhambra: как появилось самое известное украшение Van Cleef & Arpels - «Мода»
«Чтобы удача сопутствовала вам, в нее нужно верить», — говаривал Жак Арпельс. Французский ювелир в нее действительно верил, а однажды, как гласит легенда, даже нашел редчайший символ везения — четырехлистный клевер. Сорвав свою добычу и вооружившись стихотворением «Не сдавайся», Арпельс пришел к своим коллегам по цеху, чтобы обсудить новую идею украшения. Оно должно было воплощать саму идею осязаемой удачи и служить напоминанием о ее рукотворности, ведь любой человек — сам кузнец своего счастья. В 1968 году робкая идея превратилась в первый золотой сотуар Alhambra, по всей длине которого разместились 20 драгоценных четырехлистников, обрамленных золотыми бусинами. В том же году оно поступило в продажу в парижский Le Boutique, открытый рядом с флагманским салоном марки на Вандомской площади. Лаконичное украшение быстро завоевало популярность, став самым знаменитым символом ювелирного Дома Van Cleef & Arpels. Его успеху благоволила мода, прогрессивная послевоенная молодежь и, конечно, большая ювелирная удача — удача создать простое, но элегантное украшение.
Le Boutique был открыт в 1954 году. Его запуск был довольно смелым шагом для послевоенной Франции, оказавшейся во власти кутюра Кристиана Диора, Юбера де Живанши и Кристобаля Баленсиаги. Ювелирные украшения, которые дамы подбирали к своим кутюрным нарядам, были тяжеловесными, как и сами платья. Датой рождения простой же моды считается 1956 год, когда эмигрантка из Египта Габи Агьон, основательница бренда Chloé, показала свою первую коллекцию готовой одежды. Van Cleef & Arpels, открывая двери Le Boutique, предвосхитили это событие: ассортимент их второго парижского магазина предполагал украшения дешевле и проще, чем произведения высокого ювелирного искусства. Конечно, даже их позволить себе могла не каждая парижанка, но месседж был понятен: новому поколению нужны простые украшения, которые годятся не только для великосветского приема, но и для простых радостей. Украшения, которые можно носить не только по вечерам, но и днем. Украшения, которые стоят меньше, чем средняя квартира в 16-м округе Парижа. Alhambra от Van Cleef & Arpels им и стало, навсегда изменив ювелирную моду второй половины XX века.
В 1971 году золотистый клевер первого сотуара был превращен в четырехлистник из малахита и лазурита. Идею добавить в украшение вставки из цветных камней были второй удачей мастеров Van Cleef & Arpels: сегодняшняя популярность Alhambra — во многом дань тому дизайнерскому решению. Через год список благородных камней пополнили оникс, коралл, тигровый глаз и бирюза. Спустя еще десять лет, то есть уже в начале 80-х, — белый и серый перламутры, в 1985 — сердолик и бриллианты, а на рубеже 80-х и 90-х — синий агат и горный хрусталь. На излете XX столетия колье Alhambra превращается в элегатные часы, циферблат которых выполнен в канонической форме четырехлестника.
Винтажные сотуары Alhambra1/9
Необычное украшение привлекло внимание знаменитых женщин той эпохи. В 1974 году французская певица Франсуаза Арди на одной из фотосессий появилась в двух коротких и одном длинном колье Alhambra, а знаменитая австрийско-французская актриса Роми Шнайдер снялась в нем в фильме «Взбесившийся барашек» (Le Mouton enragé) Мишеля Деви. Свои экземпляры лаконичных украшений были даже у Грейс Келли. В числе ее фаворитов — золото, кораллы, лазуриты и малахиты, которые монакская княгиня в 70-е годы носила и на публике, и во дворце.
Все украшения Alhambra, несмотря на обманчивую простоту, делают по тем же технологиям, что и самые дорогие шедевры высокого ювелирного искусства. Фрагменты камней, которым суждено превратиться в цветки клевера, полируются для достижения максимального сияния — естественно, вручную. Вручную же обрабатываются и золотые капли, обрамляющие каждый элемент украшения. В винтажных моделях золотой четырехлистник мог быть украшен бриллиантовым паве с камнями разного диаметра. Они крепились в открытую, напоминающую соты золотую конструкцию, что заставляло драгоценные камни блестеть ярче, а само украшение делало легче.
Сегодня, к 50-летию первого сотуара Alhambra, Van Cleef & Arpels представляет новые версии знаменитого украшения. Длинные колье, браслеты, серьги переливаются оттенками серого перламутра и сверкают бриллиантами, основой для которых станет розовое золото. Для тех, кто любит белое золото, есть длинное колье и браслет. Они тоже дополняются бриллиантами, но их блеск оттеняется черным сиянием оникса. Каждое из украшений — выгоднейшая инвестиция: ювелирные изделия, особенно из редких коллекций, не только не падают в цене, но и дорожают. Не это ли и есть удача?
Фото: архивы пресс-служб, Getty Images