Стиль «Семейки Аддамс»: как создавались образы для героев культового фильма - «Мода»
Каноническая готика, безумная семья «не от мира сего» и целый вагон черного юмора на грани фола — картина Барри Зонненфельда 1991 года, несмотря на целую вереницу проблем во время съемок, действительно стала культовой меткой поколения. Сложно представить, какой отклик экранизация вызвала, если бы снималась сейчас — слишком много крови, лезвий и детских игр с холодным оружием. Так или иначе, каст ленты 1991 года буквально канонизирован поклонниками готической эстетики, а юмор, пусть и довольно жестокий, до сих пор вызывает улыбку зрителей.
Фильм 1991 года стал очередной адаптацией комиксов Чарльза Аддамса, которые он создавал с 1938 года для газеты The New Yorker. Рассказывать истории из жизни эксцентричной семейки он продолжал вплоть до своей смерти в 1988 году — фактически читатели наблюдали за сценками из жизни клана в течение полувека. В 60-х годах по мотивам комиксов также был создан телесериал, а спустя десятилетие — и полнометражный фильм «Хэллоуин с новой семейкой Аддамс».
Новая лента 1991 года по мотивам комиксов Аддамса была запущена в надежде повторить (и даже превзойти) успех культового и любимого публикой сериала. Для киностудии Orion Pictures выбор в пользу молодого Барри Зонненфельда был довольно рискованной авантюрой: эта лента стала его режиссерским дебютом. К слову, в будущем он станет создателем многих кассовых картин, в том числе культовой киносерии «Люди в черном».
Из-за проблем с бюджетом и постоянных переписываний сюжета у съемочной группы возникали мысли, что семейка Аддамс так никогда и не появится на экранах кинотеатров. Но картина не только вышла в прокат, но и смогла окупиться: при затратах в 30 миллионов долларов лента собрала 192 миллиона долларов. Более того, одна из ведущих актрис Анжелика Хьюстон получила номинацию на «Золотой глобус», а Рут Майерс, художница по костюмам, — на «Оскар» за лучшие костюмы. И хотя заветные статуэтки не получила ни первая, ни вторая, образы (во многом из-за тщательно проработанных нарядов героев) запомнились зрителям нескольких поколений и стали самыми излюбленными костюмами для хэллоуинских вечеринок.
В центре повествования картины — миллиардер испанского происхождения Гомес, страстно обожающий свою жену Мортишу, дети Пагсли и Уэнсдей, бабушка Аддамс, дядя Фестер, дворецкий Лерч, который напоминал зомби, волшебная Вещь, рука, которая без слов общалась с членами семьи, а также кузен Итт — волосатое существо. Несмотря на садистские наклонности членов клана, пугающую эстетику особняка, покрытого пылью, непрекращающиеся эксперименты с холодным оружием и любовью к пыткам, история семьи Аддамс — совсем не трагична. Более того, члены мистического клана довольно дружелюбны и миролюбивы. И у каждого из героев — свой узнаваемый образ, тщательно проработанный Рут Майерс.
Во время съемок тяжелее всего было Анжелике Хьюстон, исполнительнице роли статной и элегантной Мортиши с длинными черными волосами, ярким вечерним макияжем, идеальной осанкой, плавной походкой и узнаваемым готическим нарядом в пол.
В своей автобиографии Хьюстон рассказывала, что при подготовке к роли она искала прототип, ключ к приданию «потенциально мультипликационному персонажу» человеческого облика. «Я остановилась на моей подруге Джерри Холл, прекрасной техасской модели, чувствуя, что ее доброта, нежность и преданность своим детям могут согреть холодную, невозмутимую природу Мортиши». Однако в итоге образ получился совершенно непохожим на кого-либо из экранных персонажей, ранее знакомых публике.
Художник по костюмам Рут Майерс задумала несколько вариаций известного черного платья Мортиши. «Она была настоящим фанатиком», — вспоминала Хьюстон. Одним из самых известных нарядов Мортиши стало готическое платье из парчи, которое она носила во многих сценах и первого фильма «Семейка Аддамс», и его продолжения «Семейные ценности Аддамсов» 1993 года. Облегающее платье-рыбка в пол имело глубокий V-образный вырез и было украшено декоративными бусинами и перьями.
Хотя Анжелика была довольно стройной и миниатюрной, на съемках актрису затягивали в металлический корсет, чтобы создать худощавый силуэт. Корсет был настолько тугим, что в течение первых нескольких дней съемок (до тех пор, пока он не стал более податливым после регулярной носки) актриса буквально не могла сидеть, и ее необходимо было «транспортировать» на площадку из гримерки. Причем это было лишь одним из ежедневных испытаний во время съемок. В одном из интервью она рассказывала, что во второй половине дня у нее начинались жуткие головные боли, которые провоцировали сложности создания образа Мортиши. Для того, чтобы сделать фирменный прищур Мортиши, тоже потребовались изощренные техники: Ферн Бюхнер приклеивал к вискам актрисы язычки ткани и прочно закреплял их за ее головой с помощью резинки.
Супругу Мортиши, испанскому миллиардеру Гомесу (актер Рауль Хулия), было сравнительно легче. В его гардеробе — настоящий джентльменский набор: сделанный на заказ черно-серый двубортный костюм в полоску с пиджаком, брюками и накрахмаленной рубашкой, в дополнение к которому шли галстук и пара лаковых туфель. Из неотъемлемых аксессуаров — конечно, сигара, которая была одним из излюбленных развлечений мистера Аддамса.
Легко отделались на съемочной площадке и дети Гомеса — дочь Уэнсдей и сын Пагсли, который часто становился объектом пыток своей сестры. К слову, несмотря на простоту нарядов на экране, образы Пагсли в лонгсливе в полоску и Уэнсдей с косичками, костюмом на манер школьной униформы и контрастным белым воротничком действительно стали культовыми. Так, в готической осенне-зимней коллекции Prada 2019-20 можно найти явные отсылки к мрачному образу дочери-садистки из фильма про семейку Аддамс. Да и другие бренды год за годом с удовольствием фантазируют на тему современного гардероба Уэнсдей.
Своим фирменными стилем может похвастаться и дядя Фестер — лысый чудак с темными кругами под глазами, чьи садисткие наклонности особенно вдохновляли детей. Старший брат Гомеса, которого сыграл Кристофер Ллойд, носил простое черное пальто, напоминающее рясу. Интересно то, что под пальто скрывался костюм, подаренный Ллойду актером Бруно Керби, который носил его на съемках фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец 2» (1974 год). В нем Кирби играл молодого Пита Клеменцу, а позже подарил культовый наряд Ллойду для исполнения роли эксцентричного дяди Фестера, любителя экспериментов с динамитом.
Но самый изощренный наряд был у исполнителя роли кузена Итта, странного волосатого существа. Персонажа сыграл актер Джон Фрэнклин, который ранее был известен как проповедник Исаак в фильме «Дети кукурузы» 1984 года. Во время проб в пользу Франклина сыграл и его небольшой рост — около пяти футов. Работа на площадке стала для актера непростым испытанием на выносливость. На съемках несчастный Фрэнклин был вынужден терпеть парик, который весил 35 фунтов (около 16 килограммов). «Это было безумие. Я сам весил чуть больше 100», — вспоминал позже Джон. Фрэнклин рассказывал, что на съемках ему необходимо было носить шейный бандаж и обручную юбку с вентилятором, прикрепленным изнутри, чтобы он мог легче переносить невыносимую жару.
null
null
И хотя у художника по костюмам Рут Майерс не было задачи создавать полноценный и масштабный гардероб для каждого героя с десятками многогранных и непохожих друг на друга нарядов, то, что у нее получилось — идеальные готические образы для забавной семьи, которые уже почти 30 лет вдохновляют нас каждый Хэллоуин. А мы тем временем ежегодно считаем, сколько актрис и певиц придут на мистический праздник в костюмах Мортиши и Уэнсдей и кто звездных мужчин выберет костюм в полоску, как у Гомеса — и счет явно идет на сотни.
Фото: kinopoisk.ru, IMDb, архив пресс-служб