Что делать, если ребенка обижают в школе - Женский блог.
Общение со сверстниками не всегда складывается гладко. Для некоторых детей школа превращается в место, где находиться неприятно, унизительно и даже страшно. Жертвой насмешек может стать любой. Как правильно реагировать, если вы узнали, что ребенка притесняют?
Рассказывает педагог-психолог старшей Ломоносовской школы Екатерина Витковская.
Оговоримся сразу, речь пойдет не про разовую ссору, когда ребенка задели или обидели, но после все вернулось в норму. А про систематическую и намеренную травлю со стороны другого ребенка или группы детей.
Статистика гласит, что в России больше 50% школьников в возрасте 9-15 лет сталкивались с агрессией. При этом треть детей стесняется об этом рассказать.
Важно понимать: травлю не получится остановить без вмешательства взрослых. Участие родителей, учителя, администрации, возможно, социальных работников — обязательно.
КАКИЕ ПРИЗНАКИ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА БУЛЛИНГ
Иногда ребенок открыто не говорит о том, что его обижают. Сочетание следующих факторов может навести вас на подозрения:
Пропало желание идти в школу, мысль об этом вызывает панику или слезы. Возможно, учителя сообщают вам о прогулах.
Пропадают личные вещи: ребенок стал возвращаться домой без шапки, сменки, учебников. Заметили, что одежда выглядит потрепанной, в неряшливом состоянии.
Ребенок замкнулся, перестал общаться со сверстниками.
На вопрос «Как дела в школе?» отвечает односложно, не хочет делиться подробностями, замыкается в себе.
Чешет руки, теребит волосы, постоянно поправляет одежду.
Ребенок перестал есть в школе, либо у него чрезмерно снизился/повысился аппетит.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ
В первую очередь: сохранять спокойствие
Раздраженная и нервная мама, готовая бежать отстаивать справедливость и наказывать обидчиков, — это не то, что сейчас нужно ребенку. Важно демонстрировать уверенность, показывать: «мы со всем справимся, если будем действовать вместе». Это даст ребенку чувство безопасности и защищенности.
Если он сам вышел на разговор, скажите, что цените его откровенность, он правильно сделал, что поделился с вами. Для детей это непросто, они боятся показаться уязвимыми, слабыми, часто испытывают чувство стыда. С одной стороны, не хотят расстраивать родителей, с другой — «подставить» одноклассников и показаться ябедами. Это мешает сообщить о проблеме.
Второе: разобраться, что случилось
Максимально прояснить ситуацию для себя. Задать ребенку вопросы о том, что произошло, какие конкретно события, какие действия и кем были предприняты.
Третье действие: связаться с классным руководителем и попросить о личной встрече
Получить как можно больше фактов о происходящем событии: как ситуация выглядит глазами учителя, что он замечал. Можно связаться также с другими учителями, с теми, кто наиболее близок ребенку, о которых он отзывается положительно, испытывает симпатию и доверяет.
Четвертое: заручиться поддержкой администрации
И призвать к тому, чтобы была создана ответственная группа, организованы классные часы по работе со всем классом.
И самое главное: поддерживать ребенка
Ситуация может травмировать — он начнет думать, что с ним что-то не так, это спровоцирует развитие комплекса неполноценности. Нужно объяснить ему, что он не сделал ничего неправильного и не виноват в том, что происходит.
Создайте ребенку дома максимальное ощущение безопасности. Старайтесь развивать в нем уверенность, дружеские навыки, навыки коммуникации, умение твердо и решительно говорить слово «нет». Можно позвать в гости других мальчиков и девочек, чтобы ребенок понял — не все дети плохие, со многими можно подружиться. Пусть у него появится свой круг общения — например, на дополнительных кружках.
А ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ О ТОМ, ЧЕГО РОДИТЕЛЮ ТОЧНО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ:
Обещать ребенку, что получится сохранить ситуацию в секрете. Как уже было сказано — травлю нельзя прекратить без вмешательства взрослых.
Привлекать родителей детей, которые участвуют в травле. Они, скорее всего, займут оборонительную позицию, будут защищать своих детей. Это может привести к конфликту между родителями и только усугубит ситуацию.
Говорить: «Ерунда, не обращай внимания», «Игнорируй, они отстанут». Ребенок поделился сокровенным, не стоит это обесценивать и отмахиваться.
Говорить ребенку, что он виноват. Это ухудшит отношения с ним и сделает его еще более беспомощным в ситуации противодействия с ребятами, которые на него нападают.
Поддерживать ребенка в том, чтобы он дал сдачи. Говорить, что «нужно ответить». Жертва обычно всегда слабее обидчика. В ситуации травли это может подвергнуть его еще большей опасности. К тому же насилие нельзя прекратить с помощью ответного насилия.
Заявлять, что конфликты закаляют характер. Но мы говорим о травле, а она ломает психику, ожесточает, приводит к серьезным последствиям во взрослой жизни. С травлей ребенок не в силах справиться сам.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СОВМЕСТНО С УЧИТЕЛЕМ, ЕСЛИ УДАЕТСЯ ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ:
Назвать вещи своими именами. До тех пор, пока оскорбления, физические угрозы, действия насильственного характера не названы своими именами — буллингом и травлей (а это именно они), — всем кажется, что ничего такого не происходит, все могут делать вид, что все в порядке, и пропускать информацию мимо ушей.
Организовать классные часы, направленные на улучшение коммуникации внутри класса, на формирование классных правил, которые поддерживают диалог и конструктивное общение и запрещают действия агрессивного характера.
Попросить, чтобы педагоги и администрация отслеживали изменения, которые происходят в классе, вели мониторинг. Должен быть назначен ответственный взрослый — учитель, социальный педагог, который будет вести диалог с ребятами, получать от учеников обратную связь.
Если ситуация критическая, решить ее не удается и вы видите, что ребенок страдает, стоит всерьез подумать о переводе в параллельный класс или смене школы. Там можно будет начать с чистого листа. Помните о позитивном подкреплении — рассказывайте, что в новой обстановке будет возможность найти друзей, пойти в интересный кружок.
И не забывайте про психологическую помощь, потому что даже когда ситуация завершится, она будет продолжать жить внутри ребенка. Нужно помочь ему с ней разобраться.
Екатерина Витковская
Педагог-психолог старшей школы ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа». Эксперт в области нейропсихологии, клинический психолог, специалист эмоционально-образной терапии, член Профессиональной психотерапевтической лиги