Сепарация: больно, но необходимо - Женский блог.
Симбиоз с матерью так же важен для младенца, как и выход из него — для девушки-подростка и взрослой женщины. В чем смысл слияния и почему отделиться так трудно?
Как и почему возникает симбиоз девочки с матерью? И когда он заканчивается?
Анна Скавитина, юнгианский аналитик: Симбиоз обычно возникает сразу после родов или через несколько недель. Мать воспринимает новорожденного как свое продолжение, при этом сама в какой-то мере становится младенцем, что помогает чувствовать ребенка. Слияние оправдано биологически: иначе у младенца, будь то мальчик или девочка, мало шансов выжить.
Однако, чтобы ребенок развивал моторные навыки и психику, ему нужно что-то делать самому
В идеале выход из симбиоза начинается примерно в 4 месяца: младенец уже тянется за предметами, указывает на них, может выдерживать непродолжительную неудовлетворенность, когда не получает игрушку, молоко или внимание мгновенно. Младенец учится терпеть и пытается сам получить желаемое. С каждым месяцем ребенок выдерживает фрустрацию дольше и получает все больше навыков, и мать может шаг за шагом отходить от него, отделяться.
Когда отделение завершается?
Считается, что в подростковом возрасте, но это пик бунта, финальная точка. Критический взгляд на родителей начинает складываться раньше, и к 13–15 годам девочка готова отстаивать свою личность и способна бунтовать. Цель — осознание себя как другой личности, отличной от матери.
От чего зависит способность матери отпустить свою дочь?
Чтобы дать дочери возможность развиваться, не окружая ее непроницаемым коконом заботы, мать должна чувствовать себя независимой личностью, иметь свои интересы: работу, друзей, увлечения. Иначе она остро переживает попытки дочери стать самостоятельной как собственную ненужность, «брошенность», и бессознательно стремится такие попытки пресечь.
Есть индейская поговорка: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, выучи и отпусти»
Время, когда дочь начнет жить собственной жизнью, рано или поздно наступит, но смириться с этой мыслью готова не каждая мать. Чтобы благополучно пережить разрушение симбиоза с дочерью, женщина должна была успешно выйти из симбиотических отношений с собственной матерью. Мне часто приходится наблюдать целые «семьи амазонок», цепочки из симбиотически связанных друг с другом женщин разных поколений.
Насколько появление чисто женских семей обусловлено нашей
историей?
Лишь отчасти. Вот три причины такого сценария.
Когда дед погиб на войне, бабушка нуждалась в дочери как в опоре и поддержке. Дальше модель закрепляется: дочь не выходит замуж, рожая «для себя», или возвращается к матери после развода.
Когда мать оказывается в положении младенца (в силу старости или болезни), прежняя взрослая позиция теряет для нее привлекательность. Ей хорошо в состоянии «второго младенчества».
Когда в отношениях «мать — дочь» отсутствует мужчина, эмоционально или физически. Отец девочки может и должен стать буфером между ней и матерью, разделить, дав обеим свободу. Но даже если он присутствует и изъявляет желание участвовать в заботах о ребенке, склонная к симбиозу мать может под тем или иным предлогом его устранить.
Анна Скавитина