Если не дунуть, чуда не будет! - «Спорт»
Рубрика «разбор полетов» на Sports.ru анализирует Гран-при Европы, где алогичных решений при осуществлении атак набралось больше, чем за семь предыдущих этапов целиком.
Для затравки — минутка ностальгии, дабы заранее сублимировать деструктивную агрессию особо злых пользователей. Взгляните на пилотов валенсийского подиума и умилитесь: последний раз в таком составе они поднимались за призами аж семь лет назад. Рискнем предположить, что подобного «зеркального отражения» спустя столь существенный промежуток времени история «королевского класса» не знала. Кроме того, триумфальное шампанское отведали пилоты, суммарно обладающие десятью (!) чемпионскими титулами. Общее же количество финишей в тройке у Фернандо Алонсо, Кими Райкконена и Михаэля Шумахера чуть-чуть не дотянуло до трех сотен! Неужели после этого кто-нибудь рискнет объявить нынешний сезон Большого Цирка лишенным изюминки?
Для пущей же пикантности чемпионата каждый его отдельный этап обильно сдабривается перцем. Причем щедро сыплют им одни и те же люди. В частности, минувшим воскресеньем переборщил с остреньким Пастор Мальдонадо, добивший гонку Льиюса Хэмилтона. До 56 круга к венесуэльцу особых претензий не было. Скорее, наоборот: пилот «Уильямса» заслуживал теплых слов за защиту против Кими Райкконена в экспозиции Гран-при. Однако глупейшее решение на его излете перечеркнуло все старания спортсмена. Конфуз произошел в шикане правый-левый, куда Мальдонадо подходил в статусе преследователя Хэмилтона. Накатывая на британца, он использовал DRS — и за счет преимущества в скорости поравнялся с серебряным болидом в считанных метрах от начала зоны торможения. Подчеркнем: поравнялся на внешнем радиусе, который избрал добровольно и атаку по которому от Льюиса не скрывал — это легко увидеть по движению чемпиона мира рулем влево. С помощью этого маневра пилот «Макларена» постарался сократить сопернику пространство для комфортного выхода на апекс.
Минувшим воскресеньем переборщил с остреньким Пастор Мальдонадо, добивший гонку Льиюса Хэмилтона
Дальше за ситуацией резонно следить, фокусируя внимание на Льюисе. Он выбирает комфортную траекторию для прохождения виража и заранее топит педаль тормоза. Это важно: шины на машине Хэмилтона держат слабо, поэтому он страхуется от непредусмотренных срывов в стороны при выходе на апекс. К слову, линия движения британца также во многом обуславливалась слабым сцеплением покрышек с асфальтом — и в одну и в другую сторону от машины гонщик оставлял себе пространственный люфт. Правый полукруг Хэмилтон описывает чуть ли не идеально — без доворотов руля и дополнительных телодвижений. А завершает выход из поворота непроизвольным вытеснением Мальдонадо за пределы трека. Инкриминировать здесь что-то чемпиону мира сложно, поскольку, повторимся, он не изменил изначально избранной линии движения и не делал акцентированных движений в сторону Пастора. Более того, при вхождении в следующий левый он использовал практически ту же самую траекторию, по которой двигался весь отрезок.
Посмотрите на запись: после инерционного выхода из правого виража он не только не ломает линию, но и дополнительно забирает еще чуть вправо, чтобы избежать контакта! Расчет Хэмилтона прост и логичен: выбывший за пределы трека соперник чуть сбавит скорость, дабы избежать коллизии, а затем постепенно пристроится в хвост MP4-27, чтобы уйти в следующий левый поворот с небольшими потерями во времени. Однако венеcуэлец предпочел совершенно иное решение…
Почему оно кажется нам глупым? Во-первых, раннее торможение Хэмилтона в начале маневра уже лишало обгон по внешнему радиусу сколько-нибудь достойных шансов на успех. Не сократи Льюис дистанцию — да, вопросов нет, обогнуть «Макларен» было бы реально. Но этого не произошло. Во-вторых, покинув пределы трека «Уильямс» не имел права идти в контактную борьбу, учитывая профиль двух следующих — левых — виражей. Наконец, какого черта пробовать отвоевать у соперника позицию, если между вами поребрик?! Есть подозрение, что на нем-то Мальдонадо и подскочил, прежде чем потерял управление и протаранил конкурента. Хотя плавный выход вослед машине с индексом MP4-27 избавил бы его от вала проклятий со стороны британских фанов.
Неслабо икалось в воскресенье и Жану-Эрику Верню, которого на все лады поносили поклонники «Катерхэма»
Неслабо икалось в воскресенье и Жану-Эрику Верню, которого на все лады поносили поклонники «Катерхэма». Дебютант буквально на ровном месте устроил «Cirque De Morgue», уничтожив переднюю покрышку болида Хейкки Ковалайнена. Этот ролик следует смотреть с музыкальным сопровождением «Советский цирк умеет делать чудеса», поскольку так безжалостно конструкции не распиливали даже иллюзионисты калибра Эмиля Кио. Зачем пилоту «Торо Россо» понадобилось сближаться с визави? За счет чего он надеялся обогнать конкурента на коротком прямом отрезке? Как думал отстаивать позицию после входа в следующий правый? Молчит Вернь, не дает ответа — видимо, понимает, что, уповая на чудо, где-то просчитался. То ли репетировал мало, то ли, что более вероятно, не дунул, где следует. А ведь если не дунуть, как уверяет Амаяк Акопян, никакого чуда не произойдет.
Досталось от «бычков» и второму пилоту «Катерхэма» Виталию Петрову — в столь же безобидной ситуации и также немотивированно.
Дани Риккардо вышел в темп с россиянином из левого поворота, двинул на внешний радиус и поравнялся на короткой прямой. После чего имел километр свободного пространства по левую сторону от болида, чтобы успешно завершить атакующий маневр! Но нет, австралийцу захотелось потеснить оппонента к правой стене, чтобы заставить сбросить скорость в свете контактной угрозы — либо с отбойником, либо с итальянским болидом. Ладно бы Петров был из пугливых. Но Дани, малыш, человек-то по правую сторону от тебя два сезона кряду отгонял в «Рено». Предпринятые тобой маневры — все равно, что потуги изумить ежика голыми ягодицами!.. Обиднее всего, что этот контакт лишил «Катерхэм» потенциального финиша в зачетной зоне, тем самым лишив 63-й «королевский» сезон очередного исторического события. Да и самому россиянину в свете непростой внутрикомандной борьбы зачетные баллы ой как бы пригодились…
Галерея столь вызывающих «косяков» не могла обойтись без «произведения» Бруно Сенны
Разумеется, галерея столь вызывающих «косяков» не могла обойтись без «произведения» Бруно Сенны. Человек, накануне получивший приза Бандини самому перспективному гонщику минувшего сезона, титул оправдал, обнаружив полное неумение пользоваться зеркалами заднего вида к 27 годам. Тайна бразильца вылезла наружу на 20-м круге, после того, как на прямой он не нашел себе места между Кими Райкконеном и Камуи Кобаяси.
Неудачно подстроившись под вход в правый вираж, он потерял позицию и вынужден был пропустить финна. После чего решил захлопнуть калитку перед носом у преследователей — и резко повернул руль вправо. Как выяснилось, зря: там, где еще секунды назад было свободное пространство, оставленное скандинавом, уже красовалось переднее антикрыло «Заубера». По которому Бруно железным дровосеком и рубанул. Показательно, что даже мимолетного взгляда в зеркала заднего вида хватило бы для верной оценки диспозиции. Но сделать это Сенна не удосужился. Равно как отказался слушать голос разума, подсказывавший не выпендриваться, а пристроиться вослед Райкконену. Ведь, судя по записи, в первую секунду бразилец именно это и замыслил (к слову, тактически оправданно, если посмотреть профиль следующих виражей), но затем спонтанно решение поменял. И продемонстрировал миру, что импровизация — не его конек…
Тем же, кто пытается щелкнуть по носу японцу, возразим сразу двумя контраргументами. А) Камуи до последнего от контакта уходил, сместив машину вправо чуть ли не до упора — точнее, до стены. Возможно, движение было интуитивным, но по ситуации верным. Б) Он двигался ровно в кильватер Райкконену и готовил переход на внешний радиус по всей строгости траектории. Проблемы оставшегося в полупозиции Сенны его не волновали и не должны были — в противном случае, начни подстраиваться под бразильца, самурай мог спровоцировать аварию с целой группой шедших позади конкурентов. Так что в определенном смысле Кобаяси оказался заложником ситуации — и попробовал выйти из нее с наименьшими потерями.
Помимо ошибок публика наблюдала и восхитительные маневры, продуманные до мелочей
А вот Фелипе Массу на 35-м круге японец вынес уже по собственной инициативе, за которую расплатится в Сильверстоуне.
Решение стюардов здесь признаем абсолютно верным, поскольку дуэль точь-в-точь копировала описанную выше борьбу Мальдонадо и Хэмилтона. С той лишь разницей, что Кобаяси, занимавший внутренний радиус перед 14-м поворотом, заранее тормозить не пожелал. И, зажатый спереди «Форс-Индией», а справа «Маклареном», влетел в конкурента, оставшись без оперативного пространства. За представителя «Феррари» обидно вдвойне, поскольку в ходе эпизода он идеально выруливал из щекотливых положений, избегая мало-мальски опасных контактов, а в результате остался на мели. И, по слухам, из-за очередного прокола вскоре лишится работы: насколько довелось слышать, бразильцу отвели два Гран-при на действенную прокачку результатов. В противном случае последует замена, причем имя кандидата удивляет — в кокпит сватают Хейкки Ковалайнена!
Благо в Валенсии помимо ошибок публика наблюдала и восхитительные маневры, продуманные до
мелочей. Скажем, защиту Пола ди Ресты против все того же Массы или отражение атак Фернандо Алонсо Нико Хюлькенбергом. Однако, на наш взгляд, самым эффектным маневром воскресенья следует признать обгон, предпринятый на 10-м круге Роменом Грожаном.
Жертвой атаки на «трассе, где нельзя обгонять» (©, Дженсон Баттон) стал Льюис Хэмилтон, попав впросак в 12-м повороте. По внешнему радиусу француз выписал изысканную полудугу, в какой-то момент едва не впечатывая соперника в стену, в иной — едва не вылетая за полотно самостоятельно. Но при всей сложности маневра в итоге вылетел из связки правый левый, полностью обставив «Макларен». Важный нюанс: в начальной стадии гонки машины полностью загружены топливом, а потому удержать над ними контроль тяжелее вдвойне. Тем не менее Ромен с вызовом справился, добавив вистов в личное дело и уважения — в карму.
Автор: Дмитрий Герчиков