"Формула-1": русские едут! - «Спорт»
За полтора года до первого российского Гран-при, сразу несколько россиян готовы пополнить ряды пилотов Формулы-1
По окончании сезона 2012 года Виталий Петров потерял место в команде Формулы-1 Caterham — впервые за три года на стартовой решетке самого престижного автоспортивного чемпионата Европы нет российского гонщика. Однако нашлись люди, готовые поймать падающий триколор — в первенстве GP2 Series начала выступления команда Russian Time.
«Наш проект нацелен на то, что это площадка для продвижения российских гонщиков в Формулу-1. У нас очень сильный фундамент, проект рассчитан на несколько лет, он строился годами, — рассказал в интервью сайту Чемпионат.com глава команды Игорь Мазепа. — Наша задача в том, что бы биться за самые высокие места уже в 2013 году».
Что такое GP2?
В связи с тем, что договор о замене команды iSport, выигравшей чемпионат GP2 в 2007 году вместе с Тимо Глоком, был подписан лишь за три недели до первой гонки нового сезона, договориться с российскими пилотами Russian Time не удалось. «Они уже сформировали для себя планы и определились с тем, где проведут предстоящий сезон», — заявил Мазепа.
Тем не менее, вынужденные заключать контракты с иностранцами, представители Russian Time предприняли все усилия, чтобы подобрать сильную пару пилотов, которые помогли бы освоиться в GP2. Российскую команду в этом году представят англичанин Сэм Берд и француз Том Дильман — оба не только уже выступали в GP2 ранее, но и выигрывали гонки.
«Да, у нас новая команда, но Russian Time обладает серьезной инфраструктурой — нет ни одного повода считать, что первый сезон окажется неудачным. Наша цель доказать, что в первый же год мы сможем бороться за чемпионский титул», — заявил Сэм Берд.
Несмотря на оптимистичные заявления представителей команды, пока сложно оценить, действительно ли Russian Time по силам навязать борьбу таким грандам европейского автоспорта как DAMS, ART Grand Prix или Arden. Ведь, если вспомнить дебют Carlin, выигравшей все значимые трофеи в младших сериях и имеющую отличную базу, но занявшей последнее место в 2011 году, становится ясно, что в GP2 опыт необходим.
Принципиальным отличием GP2 от Формулы-1 является то, что в этих гонках, в отличие от чемпионата мира, команды сами не строят машины, а закупают унифицированную технику у стороннего производителя — Dallara. Тем не менее навыки и знания инженеров и механиков разнятся от коллектива к коллективу, что позволяет одним командам предоставлять своим пилотам более эффективные настройки и выбирать удачную тактику, тогда как другие — продолжают прозябать в глубине пелотона.
Впрочем, благодаря этому аспекту, набравшись опыта, в GP2 проще добиться серьёзного прогресса и выйти на высокий уровень. Одним из таких примеров может послужить команда Arden: с 2007 года английский коллектив не поднимался выше шестого места командного зачёта, но, заполучив опытного и быстрого гонщика Луиса Разию, прыгнула в прошлом году на третью строчку с одиннадцатой. А гонщики у Russian Time уже неоднократно доказывали свою скорость в самых разных сериях по всей Европе.
Впрочем, первый этап сложился для российской команды не так удачно, как мог бы: несмотря на высокую скорость, показанную пилотами, судьи оштрафовали обоих гонщиков за обгон под жёлтыми флагами в первой гонке, тем не менее Сэму Берду удалось финишировать седьмым. Во второй гонке англичанин стартовал с первой линии стартовой решётки, но в него сзади врезался Джеймс Каладо, допустивший ошибку на торможении к первому повороту.
«Формула-Renault 3.5»
Помимо первенства GP2, ежегодно поставляющей кадры в Формулу-1, в европейской автоспортивной иерархии выделяется серия «Формула-Renault 3.5» — именно из этого первенства в чемпионат мира в свое время перешел Себастьян Феттель, ныне входящий в десятку самых титулованных спортсменов в истории организованного автоспорта. Российские пилоты традиционно широко представлены в этом первенстве, поскольку участие в ней стоит дешевле, чем в GP2, хотя и предоставляет участникам меньшие маркетинговые возможности. В этом году в «Формуле-Renault 3.5» поедут сразу четыре русских пилота.
Одним из самых ярких представителей России в этом году станет Сергей Сироткин — чемпион «Формулы-Abarth» и вице-чемпион международной серии AutoGP. 17-летний гонщик произвел настоящий фурор в прошлом году, когда, впервые сев за руль 500-сильной машины завоевал поул-позишн в дебютной же квалификации и выиграл две гонки. В 2013 году Сироткин получил место в составе ISR, одержавшей десять побед в гонках в последние три года.
В составе Pons продолжит выступления в этом чемпионате Николай Марценко, наделавший много шуму пятым местом в первой же гонке прошлого сезона, но рестерявшим много очков в концовке первенства. SMP Racing предоставит машину самому опытному гонщику «Формулы-Renault 3.5» Даниилу Мове, для которого предстоящий сезон станет уже седьмым.
И, конечно, не стоит забывать Михаила Алешина, ставшего чемпионом этого первенства в 2010 году. Тогда россиянин в сложнейших погодных условиях в финальной гонке вырвал титул у Даниэля Риккиардо, выступающего сейчас в Формуле-1, опередив соперника красивым маневром по внешней траектории.
Другие серии
Россияне в этом году весьма широко представлены в европейском автоспорте, однако многим из них еще предстоит доказать свои возможности в младших сериях. Так 18-летний Даниил Квят — представитель программы поддержки молодых гонщиков Red Bull — в этом году впервые выступит в серии GP3, где вместе с Карлосом Сайнсом-младшим, сыном прославленного раллиста, будет представлять команду MW Arden. В прошлом году Квят занял второе место в престижном еврокубке «Формулы-Renault 2.0», проиграв чемпионат Штофелю Вандорну в финальном заезде из-за ошибки команды — тогда было решено рискнуть и вопреки прогнозам погоды, обещавшим дождь, стартовать на шинах для сухого асфальта.
В еврокубке «Формулы-Renault 2.0» в этом году выступят другие россияне - Роман Мавланов, уже имеющий опыт гонок в этой категории, а также Егор Оруджев и Константин Терещенко. В британской двухлитровой «Формуле-Renault» в этом году поедет Иван Таранов, который также будет совмещать выступления с заездами в альпийской серии этой категории, где помимо него примут участие Семен Евстигнеев и Никита Злобин, сын бывшего тестера Minardi в Формуле-1 Сергея Злобина.
Гонки с закрытыми колесами
Говоря о российском представительстве на трассах Европы нельзя также забывать об Алексее Дудукало, который выступает в составе заводской команды «Лады» в WTCC, чемпионате мира по кузовным гонкам. К слову, для «Лады» это будет второй «дебют» — после неудачного эксперимента в 2009 году, «АвтоВАЗ» возвращается в первенство с переработанной версией «Лада Гранта».
Первый этап, прошедший в минувшие выходные, сложился для российской команды крайне неудачно. В аварии в квалификации в Монце были повреждены оба автомобиля, а восстановить каркас безопасности — один из важнейших структурных элементов машины, в столь короткие сроки было невозможно. В итоге «Лада» снялась с этапа и чинит автомобили к следующему этапу, который пройдет в первые выходные апреля в Марокко.
На раллийных же трассах вновь выступит Евгений Новиков, показавший высокую скорость в прошлом году, завоевав два подиума. В этом году Евгению не очень везет — на его Ford Fiesta на последней гонке возникли проблемы с двигателем, а на старте сезона россиянин разбил машину из-за ошибки в стенограмме. В чемпионате мира по гонкам на выносливость также продолжит выступления и другой известный в мире автоспорта россиянин — Роман Русинов, представляющий отечественную команду G-Drive в категории LMP2. В прошлом году экипаж Русинова занял четвертое место в своем зачете в гонке «24 часа Ле-Мана».
P.S.
На осень 2014 года запланирован первый в современной истории Гран-при России
Формулы-1, который пройдет на строящемся в Сочи новейшем автодроме. Однако за полтора года до этого события в чемпионате мира Россия пока не представлена своим гонщиком.
Из-за нехватки спонсорского бюджета Виталий Петров остался без места на этот год, однако, по признанию самого пилота, он не оставляет попыток вернуться в данный вид спорта в сезоне-2014. Как бы там ни было, в данный момент сразу несколько сторон — включая Оксану Косаченко и команду Формулы-1 Marussia — предпринимают попытки по возвращению на стартовую решетку представителей России, среди которых, как известно, мало любителей езды медленной.
Возможно, успешное выступление в 2013 году откроет, наконец, Алешину или Мове путь в чемпионат мира. В любом случае, предстоящий год во многом станет для России определяющим с точки зрения перспектив на международной автоспортивной арене.