10 провальных сезонов чемпионов "Формулы-1" - «Спорт»
«Ред Булл» и Себастьян Феттель проводят неудачный год, однако бывали случаи и похуже. Дмитрий Федотов вспомнил самые крупные провалы чемпионов мира.
10 место. Грэм Хилл
1969 год – 39,5% набранных очков от прошлого сезона
Второй чемпионский титул Грэм Хилл выиграл в сложное для команды «Лотус» и «Формулы-1» в целом время – в 1968 году погибло четыре гонщика, в том числе и напарник Грэма, Джим Кларк. Надежность гоночных автомобилей оставляла желать лучшего, и после хорошего старта в чемпионате английский коллектив забуксовал, лишь к концу сезона вновь вернувшись в борьбу за титул.
48 набранных Хиллом очков хватило для победы в первенстве, но в новом сезоне действующий чемпион уже не считался главным фаворитом. Во-первых, напарником стал очень талантливый Йохен Риндт, а во-вторых, молодой альянс «Матра» – «Тиррелл» – Стюарт, допекавший лидеров в 1968-м, заработал на полную мощность.
Новейшие технологии позволили «Матре» без проблем выигрывать одну гонку за другой, и «Лотусу» пришлось сосредоточиться на экспериментах и разработке новой машины (сначала это был полный привод, а затем инновационная конструкция гоночного болида). Хилл же, поначалу выступавший относительно неплохо (в Монако он даже победил) к концу года все чаще проигрывал партнеру по команде, а на предпоследнем этапе вовсе попал в тяжелую аварию. За год Грэм заработал всего 19 очков, занял 7 место в чемпионате мира и, разбитый физически и морально, покинул конюшню Колина Чепмена.
9 место. Джим Кларк
1966 год – 29,5% очков от прошлого сезона
В сезоне-1965 у Джима и «Лотуса», говоря футбольным и хоккейным языком, «залетало все» – 6 побед при 6 финишах (в девяти стартах). Лишь неизбежные для тех лет технические неисправности не позволили шотландцу добиться более крупного успеха.
Однако в 1966 году в «Формуле-1» произошла смена регламента, и вчерашние лидеры внезапно оказались к переменам не готовы (как это знакомо, правда?). В борьбе двух начал автоспорта – «шасси – двигатель» – главенствовать стал мотор, а поскольку «Лотус» силовые агрегаты сам не производил, ситуация для конюшни оказалась скверной.
Так что почти целый год Джим наблюдал, как побеждают другие, а сам добился успеха лишь на предпоследнем этапе в США.
Одна победа за сезон и шестое место в личном зачете, конечно, сильно контрастировали с достижениями 1965 года.
8 место. Нельсон Пике
1988 год – 29% очков от прошлого сезона
В 1987 году Нельсон Пике и напарник бразильца по «Уильямсу» Найджел Мэнселл устроили в чемпионате мира междусобойчик. Титул выиграл Пике, однако он так устал от трений с Мэнселлом (оба были не ангелами, но Нельсон, пожалуй, активнее старался дестабилизировать соперника), что решил свалить из Дидкота куда подальше.
Это решение обернулось катастрофой для всех сторон. «Уильямс» не просто потерял «единичку» на борту болида, но также лучшие в «Формуле-1» турбодвигатели «Хонда» (от спасительного варианта с подписанием японского рента-драйвера Фрэнк Уильямс гордо отказался), а Пике перешел в более слабый «Лотус».
Возможно, Нельсон рассчитывал, что за рулем желтой машины, с которой еще совсем недавно Айртон Сенна боролся за победы, он если и не возьмет титул, то, по крайней мере, выиграет несколько гонок, но все сложилось иначе – после ухода Сенны «Лотус» покатился в глубокую яму. Пике разочаровался в болиде 100T, начал нервничать и допускать ошибки, а в конце сезона гонщика нагнали технические проблемы.
Год, который всем запомнился абсолютным доминированием «Макларена», Пике завершил на шестом месте с 22 очками. Одна была радость – «Уильямс» и Мэнселл со слабенькими атмосферными двигателями «Джадд» выступили еще хуже.
7 место. Жак Вильнев
1998 год – 26% очков от прошлого сезона
В 90-х годах болиды, оснащенные двигателями «Рено», выиграли пять чемпионатов мира, однако последние успехи приносили французской компании все меньше радости – главные маркетинговые задачи уже были выполнены, а денег «Формула-1» по-прежнему отнимала много. Так что в один прекрасный день французы объявили о закрытии моторной программы, и «Уильямсу», работавшему с силовыми агрегатами из Вири-Шатийона, не осталось ничего, кроме как временно (до того момента, как будет найден новый партнер) оснащать болиды силовыми агрегатами «Мекахром» (все тем же двигателем «Рено», дорабатываемым тюнинговой компанией французского концерна).
Это была первая, но, вероятно, не главная причина провала «Уильямса» и Вильнева после выигранного чемпионата мира. Куда серьезнее на форме команды отразилась смена регламента – с 1998 года болиды стали более узкими и появились уродливые покрышки с канавками.
Третьей причиной стал проигрыш «Гудьира» в шинной войне «Бриджстоуну» (американские покрышки поставлялись «Уильямсу» и «Феррари», а «Макларен» – новый лидер «Ф-1», работал с японцами).
Кроме того, есть мнение, что Вильнев так и не приспособился к новому регламенту – с 1998 года канадец и близко не подходил к результатам, показанным в 1996 и 1997 годах.
«Уильямс», сильно потеряв в сцеплении с дорожным полотном, не выиграл в 1998 году ни одной гонки. В личном зачете Вильнев стал пятым, набрав в пять раз меньше очков, чем новый чемпион Мика Хаккинен.
6 место. Марио Андретти
1979 год – 22% очков от прошлого сезона
В 1977 году «Лотус» превратился в «автомобиль-крыло», в 1978-м английская команда и ее гонщик Марио Андретти выиграли титул, а в 1979-м все остальные здравомыслящие коллективы тоже реализовали концепцию «граунд-эффекта» в своих конструкциях.
Что должны были сделать в «Лотусе»? Правильно – развить идею. Гениальный Колин Чепмен пошел по пути дальнейшего увеличения прижимной силы болида, но перемудрил – в новом «Лотусе» 80 не нашлось места для антикрыльев. Когда же, после тестов, пришлось переделывать машину и возвращать антикрылья, у автомобиля снизилось лобовое сопротивление. В общем, задумка провалилась.
Команда вернулась к прошлогоднему шасси, но поезд ушел – конкуренты сделали более аккуратные «юбки» для своих машин, и пока в «Лотусе» пытались улучшить технику и боролись с техническими трудностями, титул разыграли другие.
По итогам сезона выяснилось, что Андретти занял 12 место в личном зачете и проиграл напарнику Карлосу Ройтеманну. Вот уж провал так провал.
5 место. Ники Лауда
1985 год – 20% очков от прошлого сезона
Стоя на подиуме в Эшториле в 1984 году, счастливый чемпион Ники Лауда сказал грустному напарнику Алену Просту: «Не переживай, следующий год будет твоим». Австриец наверняка хотел лишь подбодрить француза и вряд ли планировал уступить звание лучшего гонщика без боя, но как он сказал, так и получилось – Прост стал главной звездой сезона-1985, полностью затмив всех конкурентов.
А вот на Лауду навалились проблемы: на точно таком же «Макларене», как у Проста, он набрал всего 14 очков, и почти на каждом этапе страдал от технических поломок машины. Разумеется, пресса не обошла стороной странную ситуацию – зная о трудных взаимоотношениях между Ники и боссом команды Роном Деннисом, журналисты предполагали, что все дело в кознях, устраиваемых бедному чемпиону (еще одна знакомая история, да?). Однако Лауда отверг подобные бредни.
Победа на Гран-при Нидерландов скрасила для Ники жутко неудачный чемпионат, который, кстати, оказался для австрийца последним в карьере.
4 место. Джек Брэбэм
1961 год – 9% очков от прошлого сезона
За три года до наступления рокового момента организаторы «Формулы-1» объявили, что смена регламента неизбежна и что с 1961 года объем двигателей гоночных автомобилей сократится в два раза. Но, как обычно, кому-то такая перспектива не понравилась: английские компании решили, что изменения не просто не нужны, но и вредны в плане зрелищности – кому интересно смотреть на гонки маломощных машин?
В общем, три года представители Туманного альбиона жили текущим днем, предпочитая считать, что в решающий момент организаторы возьмут свои слова обратно. «А если не отступят, мы устроим забастовку», – примерно так думали в «Лотусе», «Купере» и «БРМ».
Когда же регламент все-таки поменялся, а забастовки не случилось, все три конюшни попали впросак: «Феррари» и «Порше» оказались в другой лиге, бороться с ними было невероятно трудно.
Действующий чемпион Джек Брэбэм завершил сезон на 11 месте, полностью разругался с владельцами команды Куперами и ушел создавать собственное дело.
3 место. Дэймон Хилл
1997 год – 7% очков от прошлого сезона
Сложно сказать, что именно стало причиной расставания Дэймона Хилла с «Уильямсом» после долгожданной победы в чемпионате мира. По одной из версий, Фрэнк Уильямс не пожелал поднимать зарплату гонщику, по другой – опытный Хилл выиграл у дебютанта Жака Вильнева с совсем скромным преимуществом и руководство коллектива решило, что такой чемпион им не нужен. По третьей – сэр Фрэнк очень хотел видеть у себя Хайнца-Харальда Френтцена (еще с 1994 года), и когда появилась возможность заполучить немца, воспользовался ею. Возможно, верны все три истории, но как бы там ни было, Дэймон остался без работы.
В услугах англичанина нуждались «Макларен», «Бенеттон» и «Феррари», однако предложения, исходившие от этих команд, спортсмена не устроили, и он совершил самый странный поступок – перешел в «Эрроуз».
Сказать, что конюшня «Эрроуз» была далека от высоких мест – не сказать ничего. Хилл перешел в команду, которая болталась между середняками и аутсайдерами и даже на очки претендовала по большим праздникам.
Приход Дэймона мало что изменил – «Эрроуз» заработал зачетные баллы всего в трех Гран-при, – но однажды случилось чудо: в Венгрии шины «Бриджстоун» оказались лучше, чем у «Гудьир», Хилл квалифицировался третьим, а в гонке лидировал до момента поломки гидравлики (в итоге он все-таки добрался до клетчатого флага, но вторым).
12 место в личном зачете и всего 7 очков за сезон – такого счастья Дэймону больше не требовалось, и в 1998 году он перешел в «Джордан».
2 место. Джоди Шектер
1980 год – 3,5% очков от прошлого сезона
В истории «Феррари» случалось такое, когда вслед за чемпионским годом наступало время неудач, но сезон-1980 выделяется среди остальных провалов (речь, разумеется, только о спортивной составляющей) – Скудерия провела один из худших чемпионатов за всю свою историю.
Все началось с того, что итальянская команда упорно не желала расставаться с 12-цилиндровым двигателем «Tipo B12», который верой и правдой служил алым болидам с 1970 года. Мотор по-прежнему был хорошим и мощным и годом ранее помог южноафриканцу Джоди Шектеру выиграть чемпионат мира, но конструктивные особенности двигателя мешали развитию болида с «граунд-эффектом».
В результате по ходу сезона результаты Скудерии стремительно ухудшались. Если на первых этапах Шектеру и Жилю Вильневу удавалось квалифицироваться в топ-10 (о финишах речи практически не шло – надежность была «на высоте»), то в середине года обычными стали стартовые позиции ближе к двадцатым местам.
Такой сезон убил в Шектере гонщика – южноафриканец полностью растерял мотивацию. В Великобритании он оказался на 23-м стартовом месте и заявил, что после сезона обязательно завершит карьеру в «Ф-1», а на предпоследнем этапе в Канаде вовсе не прошел квалификацию. В отличие от напарника, Вильнев боролся до конца.
1 место. Альберто Аскари
1954 год – 2,5% очков от прошлого сезона
Два года на гоночных трассах не было равных Альберто Аскари и его «Феррари». Два года итальянец рвал соперников и устанавливал рекорды. Но все когда-нибудь заканчивается – в 1954 году пришло время новой, 2,5-литровой «Формулы», а сам Аскари решил поменять «Феррари» на перспективную «Лянчу».
Однако спортивный год не сложился: из-за постоянно откладывавшегося дебюта новой машины Альберто принял участие лишь в четырех гонках, причем большую часть сезона выступал за рулем других автомобилей.
Дебют «Лянчи» состоялся на заключительном Гран-при, в Испании. Аскари показал лучшее время на тренировках, затем уверенно лидировал в гонке, установил лучший круг (за который получил 1 очко), но все-таки сошел из-за поломки сцепления. Единственным утешением в 1954 году стала победа в знаменитой гонке «Милле Милья».
«Лянча» и Аскари надеялись отыграться в 1955-м, но сбыться их планам было не суждено – однажды летом гонщик заехал в Монцу, где проходили испытания новой «Феррари», зачем-то решил сесть за руль, а затем потерял контроль над автомобилем, попал в аварию и погиб.
Себастьян Феттель
2014 год – прогноз: 37% очков от прошлого сезона
Если Себастьян продолжит набирать по 7,77 очков за этап (именно столько в среднем немец набирает в сезоне-2014), то обязательно попадет в рейтинг. Эта вероятность также повышается и ситуацией с элементами силовой установки на машине Феттеля – уже к середине чемпионата количество разрешенных замен некоторых частей достигло максимального значения, и появление новых деталей приведет к штрафным санкциям.
Впрочем, «Ред Булл» к концу года наверняка повысит надежность и скорость болида RB10, и Феттель получит шанс завершить спортивный год на высокой ноте и избежать позора.