Самые впечатляющие украшения из коллекции королевы Виктории - «Мода»
Королева Виктория, которая правила британской монархией на протяжении 63 лет, на удивление была лишена снобизма в отношении ювелирных украшений: их сентиментальная ценность всегда перевешивала денежный эквивалент. Обычная безделушка, но выбранная с особым изыском и подаренная с любовью, для нее значила столько же, сколько ослепительный ювелирный набор из дорогостоящего жемчуга и бриллиантов. И сколько бы современные модные эксперты ни нахваливали Кейт Миддлтон и Меган Маркл за их наряды, составленные с бюджетными вещами (которые все же иногда попадают в их гардеробы), а самым культовым первопроходцем в сочетании бюджетного и роскошного в одном образе была именно королева Виктория. Камни из поместья Балморал, отполированные и дополненные серебром, в ее коллекции легко сосуществовали с великолепными королевскими драгоценностями, унаследованными от предков.
Еще в детстве ее мать, герцогиня Кентская, подарила будущей монархине медальон, в который была спрятана прядь волос ее покойного отца — она и стала связующей нитью между маленькой сиротой и покойным герцогом Эдуардом. Прошло двадцать лет, и спустя всего несколько дней после ее помолвки с принцем Альбертом Виктория также попросила супруга оставить ей прядь волос на память. Ее королева спрятала в стеклянной подвеске в форме сердца, которую она будет носить до конца своей жизни.
Надежды на то, что королева станет катализатором модных инноваций в британской монархии, не оправдались уже в самом начале ее правления. В выборе нарядов Виктория все же была последователем, а не лидером, и к вещам относилась с долей хладнокровия. Все только усугубилось после трагической смерти мужа в возрасте 42 лет: она отказалась от всего, кроме самого поверхностного следования общеизвестным тенденциями, облачилась во все черное и получила прозвище «Виндзорская вдова». Однако в этом полном отречении от всех благ были и свои исключения: смерть супруга стала для безутешной королевы страшным ударом, но даже это не заставило ее отказаться от своей роскошной коллекции украшений (читайте также: Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить).
null
null
Вкусы Виктории сформировались на основе детской любви к опере, театру и балету с их роскошью и великолепием нарядов на сцене. Когда она подросла, то узнала, что ювелирные украшения обладают и символической силой. Виктория упростила свой гардероб, чаще выбирая шелк белого или пастельного цвета и кружево оттенка слоновой кости в качестве скромного фона для впечатляющих драгоценностей. А коллекция со временем выросла до невероятных масштабов.
Ее главная любовь — принц Альберт — этой страсти только способствовал. Супруг королевы был хорошо образован и разбирался в разных темах: от инженерии и химии до архитектуры и ботаники. Кроме того, он сам нередко разрабатывал ювелирные украшения, которыми потом одаривал свою жену. Их королева, конечно, ценила больше всего. Один из таких — набор драгоценностей, состоящей из диадемы, ожерелья, сережек и броши — сейчас выставлен в Кенсингтонском дворце.
Другой не менее яркий предмет из коллекции Виктории — изумрудная тиара, созданная ювелиром королевы Джозефом Китчингом и подаренная Альбертом в 1845 году. Украшение не лишено символизма: до сих пор изумруды считаются камнями тех, кто родился в мае — особенно значим такой аксессуар, учитывая, что королева Виктория появилась на свет 24 мая. Эксперты Sotheby’s отмечают, что Клеопатра усыпала себя и свои дворцы этими драгоценными камнями и преподносила их в качестве подарков сановникам. Возможно, единственным потаенным смыслом, который больше всего резонировал бы с романтическими чувствами Виктории, было то, что изумруды (по давнему поверью) могут раскрывать заклинания или разоблачать ложь обетов избранника.
null
null
Свой трофей она примеряла по самым важным случаям, связанным с Альбертом, чтобы продемонстрировать тонкую связь с супругом. Например, на официальном банкете в честь избрания принца канцлером Кембриджского университета в 1847 году. Кроме того, она отказалась от традиционных королевских украшений из запасников в пользу изумрудной тиары для позирования художнику Францу Ксавьеру Винтерхальтеру, который писал портрет королевской семьи в том же году.
Королева осознавала важность и значение этой картины для британской общественности — стиль и композиция официального портрета всегда поддерживают определенный имидж британской короны и создают общее впечатление о правящей паре, представляющей монархию. Виктория, окруженная пятью детьми, на портрете предстает как добрый монарх, идеальная жена и мать. Выхолощенный по всем правилам государственного дресс-кода наряд заменили на элегантное вечернее платье, подчеркивающее красоту и женственность, а корона, которая на портретах, как правило, венчает голову монарха или стоит рядом, заменяется изумрудной тиарой, созданной ее мужем, а также недорогим кулоном с прядью волос Альберта. Из типичных символов остаются только ордена и ленты, напоминающие о высоком статусе правящей пары (читайте также: Многодетная королева Виктория: действительно ли она ненавидела своих детей?).
С тех пор любовь королевы к украшениям (и в особенности тиарам) только росла. Тот факт, что она подарила по одной каждой дочери, когда они выходили замуж, говорит о том, что для Виктории тиара символизировала совершеннолетие, женственность и статус, который девушка обретает с браком. Но так же, как личные подарки Альберта для нее, это жест, кажется, был для королевы еще одним способом выразить свою любовь и показать связь между родителем и ребенком.
С одной из самых любимых тиар уже в наше время связана скандальная история. Во время торгов Великобритания чуть не потеряла один из самых впечатляющих образцов из коллекции — бриллиантовую диадему с 11 сапфирами, которую принц Альберт подарил Виктории в 1840-м, в год их свадьбы. В 2016-м диадема была продана на аукционе за баснословные 6,5 миллиардов долларов. Имя покупателя не разглашалось, однако в прессу просочилась информация, что приобретает столь ценный экземпляр иностранец. Ситуация стала резонансной, и был наложен запрет на вывоз тиары из страны. Долгое время покупателей для такого важного исторического экспоната в Великобритании найти не удавалось, но спустя год обладателем культовой тиары стал ирландец Уильям Боллинджер, а он в свою очередь подарил этот экземпляр Содружеству наций.
Фото: Getty Images