Внутри королевского шкафа: как создавалась и где хранилась одежда Елизаветы II - «Мода»
Хотя бы раз заглянуть в шкаф к Королеве хотели бы многие. За 65 лет правления она посетила тысячи мероприятий — и, конечно, имеет в своем гардеробе сотни вечерних платьев, повседневных юбок, жакетов и пальто всех возможных оттенков.
Бережливая королева известна тем, что раз за разом повторяет своим образы — она часто просила личную помощницу Анджелу Келли и ее команду швеей обновить украшения на платьях, а не делать новые версии (читайте также: Стилист Ее Величества: кто такая Анджела Келли (и почему ее так ценит Елизавета II)). Ее Величество с легкостью могла бы стать амбассадором бережного отношения к вещам — тренда, который последнее время становится все более и более популярным. Несмотря на то, что в ее гардеробе действительно имелось бессчетное количество платьев и пальто, по натуре Елизавета была крайне бережлива, так как росла в военное время, когда все затраты ощущаются особенно сильно. Поэтому появление ее в одних и тех же нарядах было явлением крайне привычным (так что Кейт Миддлтон — вовсе не первая среди Виндзоров, кто ответственно подходит к пополнению гардероба).
Например, когда королева отправилась в тур по Саудовской Аравии, дизайнеры подготовили для нее гардероб с соблюдением всех местных традиций — уместные и скромные наряды, которые точно бы одобрили жители страны. По окончании тура она попросила изменить некоторые платья так, чтобы впоследствии их возможно было носить вновь.
Правда, повторяла образы королева также по особой системе. Королевские швеи и помощники присваивали имена каждому наряду Елизаветы и заносили их в специальный справочник. Иметь подробный список крайне важно — туда также заносилась информация о выходах Елизаветы на официальных мероприятиях. Например, если Ее Величество была в красном во время поездки на юг Англии, этого цвета обычно избегали в течение нескольких месяцев, даже если дизайн наряда полностью отличался.
Чтобы отслеживать выходы Елизаветы и не повторяться, у всех помощников были свои индивидуальные рукописные дневники гардероба, в которых отмечались детали каждого наряда и подробности события, на которое оно было надето. Королевские костюмеры никогда не раскрывали публично размер платья королевы, и этот секрет хранится со времен ее коронации. Личные заметки также помогали в случае утери или повреждения одежды.
Главный дизайнер вел более официальный учет. Наряды каталогизировали по дате выхода, названию событию и другим характеристикам вместе со всеми аксессуарами, которые с ними носили.
Как создавались наряды для Королевы
Существовал ряд важных правил, по которым создавались новые образы для королевы. Все эти характеристики соответствовали не только предпочтениями монарха, но и практическим задачами — одежда не должна мешать во время мероприятия. Во-первых, как главный дизайнер и стилист королевы, Анджела Келли рисовала как минимум четыре разных дизайна и показывала несколько вариантов ткани, из которых королева могла выбрать наилучший. С помощью вентилятора проверяли, насколько легкие материалы, и как шифон, органза или шелк будут вести себя на ветру.
В гардеробной королевы для торжественных случаев работало до 12 человек, в том числе личный помощник Анджела, а также три портниха, модистка и четыре гардеробных, которые, как следует из их названия, помогали королеве одеваться, а также поддерживали одежду в первозданном состоянии.
После первоначальных обсуждений Анджела записывала пожелания и идеи королевы по изменениям, прежде чем создать окончательный технический чертеж, по которым будут делать лекала. После того, как ткань и эскиз дизайна были утверждены, из грубого хлопка изготавливался прототип, куда можно было внести корректировки в более мелкие детали дизайна, прежде чем переходить к выбранной ткани.
Крой и форма всегда соответствовали манекену, выполненному по размеру и с учетом особенностей фигуры королевы. После того, как последний кусочек ткани был обрезан и прикреплен булавками к манекену, портниха выбирала мелкие детали — пуговицы, отделка, воротники и манжеты.
Важно, чтобы выбранный цвет подходил не только Королеве, но и случаю. Швеи королевы выбирали яркие цвета, чтобы подданные Елизаветы могли заметить ее издалека. Например, если королева сажала дерево в обстановке с преимущественно зеленым фоном, то этого цвета следовало избегать, чтобы монарх не сливалась с фоном и хорошо получалась на снимках фотографов. Для визита в школы дизайнеры выбирали яркие и веселые цвета и использовали детали, которые понравятся детям — например, перья, завитки, цветы и ленты. Цвета также имеют символическое значение — например, черный означает соболезнование, а желтый — счастье.
Во время путешествия на машине и длительного сидения пальто или жакет королевы не должны были мяться, но при этом оставаться удобными, практичными и разглаживаться, когда она выходит из машины. Те же правила были применимы и к ее вечерней одежде: слишком много ткани затрудняет движение, а тяжелая вышивка бисером может быть неудобной.
Дневная одежда обычно длиной чуть ниже колена, тогда как коктейльное платье обычно бывает чуть ниже или закрывает обувь. Продумывались и подъемы по лестницам: в длинных приталенных платьях это может доставлять неудобства монарху, поэтому в дизайне нередко использовались разрезы и складки. Ее Величество предпочитала рукава длиной три четверти, при этом не слишком широкие, особенно если предстоит трапеза.
Если на улице дождь, к образу подбирался зонт, но всегда прозрачный, чтобы публика могла видеть лицо королевы. А чтобы аксессуар подходил к ее нарядам, он имел ручку подходящего цвета и окантовку по краям.
В обуви, независимо от случая, королева предпочитала каблук 2 дюйма с четвертью (это примерно 5,5 см), но если предстояла поездка в место с неровным покрытием (например, булыжник, гравий или трава), она выбирала туфли на более плоском ходу.
Вес ее сумочки имеют особое значение, учитывая, сколько времени она могла провести на мероприятии. Поэтому для аксессуара выбирали более длинные ручки — так сумку можно носить на предплечье, но при этом она не цепляется за манжету (читайте также: Секреты дамской сумочки Елизаветы II: что Королева всегда носит с собой). В дневное время и на прогулках королева носила простой белый носовой платок с рисунком, а для загородных прогулок предпочитала платок среднего размера в клетку.
Из фурнитуры королева любила пуговицы, однако застежки-молнии также использовались довольно часто — особенно они удобны, когда королеве приходилось посещать большое количество мероприятий за один день и менять несколько нарядов. Одежда на молнии гарантировала, что она сможет быстро переодеться. Тогда как снятие одежды через голову могло испортить прическу Ее Величества, а также приведет к появлению пятен от макияжа.
Особую важность имели шляпы. Особенно — размеры тульи и полей. Королева знала, что многие люди приезжают издалека, чтобы увидеть ее, поэтому заметность особенно важна. При посещении домов престарелых яркая и акцентная шляпа определенного цвета помогает людям с ослабленным зрением увидеть монарха и почувствовать себя частью этого мероприятия, поэтому шляпы, так же, как и одежда, выбирались с учетом всех деталей события.
Как проходили примерки
Примерки с королевой могли длиться полдня. Анджела Келли следила за тем, чтобы команда создала по крайней мере четыре или пять костюмов, готовых к подгонке на любой из встреч с Королевой, чтобы максимально рационально использовать время.
Все примерки были крайне конфиденциальны (за исключением неожиданных визитов корги Ее Величества) — в комнате присутствовала только команда дизайнеров. Королева редко меняла свое мнение о наряде на этом этапе, придерживаясь своих первоначальных решений, принятых на этапе создания эскиза.
Как хранилась одежда и куда ее сдавали
Большая часть одежды хранилась в строгом порядке, чтобы защитить ее от пыли, солнечного света и насекомых. Поскольку многие наряды из прошлого не подходили для возраста Елизаветы и не могли быть перешиты, платья королевы часто показывались на выставках. Что-то отправлялось на аукционы, а что-то передавалось в благотворительные дома.
Помощники королевы хранили ее нарядную одежду в специальных ящиках, которые были промаркированы и индексировались для извлечения при необходимости. Многие наряды, особенно те, которые предназначались для особых случаев, имеют историческую ценность, и за ними нужен особый уход.
Некоторые из королевских образов связаны с крупным событием — их можно было увидеть только единожды, но нередки случаи, когда она несколько раз появлялась в одном и том же вечернем платье. Тем не менее, монарх проводила много частных мероприятий в Букингемском дворце за закрытыми дверями, куда не попадали журналисты и фотографы, и для таких событий она предпочитала надевать старые наряды.
Брайан Хоуи, автор книги Not Infront of the Corgis, писал, что как только Ее Величество уставала носить определенный предмет одежды, она обычно передавала его своим дрессерам, которые могли либо носить его, либо продать.
Правда, для этого необходимо соблюсти одно важное условие. Никто не должен знать, что этот наряд принадлежал королеве, поэтому все бирки, найденные на одежде, удалялись, как и вся информация, которая бы помогла идентифицировать его как часть гардероба королевской семьи.
Если костюмер королевы решал продать предмет, он не мог раскрыть, что когда-то вещь принадлежала Ее Величеству. Но как только этикетка удалена, тот, кто купил предмет одежды, мог носить его в любое время. Как рассказывал Хоуи, одно из платьев королевы однажды попало на распродажу недалеко от Сандрингема, но, несмотря на его хорошее качество, его так и не удалось продать.
Фото: Getty Images