Как принцесса Диана одевалась в 90-е годы - «Мода»
Базовые футболки, джинсы с завышенной талией в ансамбле с пиджаками, оверсайз-свитера, минималистичные платья-комбинации и сексуальные мини-платья — все это мы регулярно видим в списках трендов каждый сезон последние несколько десятков лет. Однако весь этот привычный набор не так часто можно встретить на монаршей особе, а назвать такие практичные вещи предметами гардероба принцессы и вовсе невозможно — но у Дианы было свое видение королевского стиля. В 90-е, после громкого развода с принцем Чарльзом, который проходил под пристальным вниманием журналистов по всему миру, Диана смогла показать нам совершенно другую королевскую моду, свободную от стереотипов. Такую, которая в свое время волновала и вдохновляла публику не меньше, чем сейчас.
Один из самых канонических образов 90-х она показала во время путешествия в Боснию и Герцоговину в августе 1997 года. Диана выглядела просто, ее наряд был максимально практичным и расслабленным — и именно поэтому произвел невероятный фурор. Базовая оверсайз-рубашка с небрежно закатанными рукавами, синие джинсы с завышенной талией и кожаным ремнем, практичные лоферы Tod's и небрежная укладка. В то время это был один из любимых нарядов принцессы, время от времени подвергавшийся изменениям. К наряду она нередко добавляла жакет в стиле милитари или классическую клетку, рубашка могла быть заменена свитером кремового оттенка, а джинсы — брюками чинос или галифе (они слишком элегантные, чтобы их можно было использовать для верховой езды — что ей, к слову, не очень-то и нравилось).
Ее стиль определенно изменился, и совершенно не потому, что она стала взрослее. После официального расторжения брака и ухода из королевской семьи у Дианы оформилось свое видение стиля. И, как отмечали многие обозреватели того времени, она никогда не выглядела настолько безупречно. «После расставания она стала намного свободнее», — рассказывала Анна Харви, бессменный стилист Дианы. Уход от протокольного стиля, подогнанного под официальные требования дресс-кода, не был категоричным — она просто сделала свои наряды гламурнее и свободнее, показав, каким может быть классический стиль.
«Эти перегруженные силуэты 80-х не всегда удачно смотрелись на фотографиях в прессе, — поясняла Элири Линн, куратор выставки Diana: Her Fashion Story. — Поэтому они действительно вредили ее имиджу. Она поняла, что неподвластная времени элегантность лучше всего подходит принцессе с таким профилем, как у нее».
Одним из самых громких ее заявлений в то время стало черное коктейльное платье, которое журналисты быстро окрестили платьем мести. По рассказам, она купила наряд заблаговременно, еще будучи принцессой Уэльской, но не осмеливалась выйти в нем раньше. Впервые она появилась в нем на летней вечеринке в 1994 года, когда вышло резонансное интервью принца Уэльского, где он признавался в изменах с Камиллой Паркер-Боулз. Нужный эффект был достигнут: Диана блистала на полосах крупнейших изданий (читайте также: Камилла, Чарльз и Диана: другая правда о любовном треугольнике).
По словам дизайнера культового платья Кристины Стамболиан, принцесса достала его из закромов своего гардероба, где наряд томился три года, потому что раньше она боялась, что оно «слишком смелое». Той ночью этот модный выбор говорил о ее независимости и неповиновении.
В этот же период Диана близко сошлась с британским дизайнером Жаком Азагери. Он рассказывал, что Уэльская была крайне рада возможности носить маленькие черные платья, которые ранее были под запретом в королевской моде из-за предубеждений, связанных с трауром. Новая Диана могла носить черный как символ гламура и роскоши (читайте также: До/после: как принцесса Диана дарила вторую жизнь старым нарядам).
Долгое время Диану воспринимали как символ легкости и классической элегантности, однако намеки на то, что на самом деле ее привлекает совершенно другая одежда, появлялись еще во время брака с принцем Чарльзом. Так, в 1983 году чета Уэльских посетила лондонскую премьеру фильма «Осьминожка». На дорожке Диана появилась в сияющем кремовом платье на одно плечо от японского дизайнера Hachi. Тогда выбор принцессы был крайне неочевиден и, казалось, слишком рискованным.
«Это было первое длинное приталенное сексуальное платье, которое она когда-либо надевала, и это было довольно далеко от ее стиля того времени, — вспоминает Харви, — Тогда его не очень тепло восприняли. Для принцессы Уэльской это считалось слишком сексуально. И она выглядела чересчур хорошо». Миру потребовались годы, чтобы понять, как впечатляюще она может выглядеть на самом деле.
А в 1997 году Марио Тестино снял Диану в том же платье для продвижения благотворительного аукциона Christie's, где выставлялись 79 ее платьев. Оно выглядело так же свежо и современно, как и 14 лет назад, особенно с ее свежей и немного небрежной укладкой, созданной парикмахером Сэмом Макнайтом, и сияющим, но естественным макияжем (читайте также: Прекрасная Диана: главные beauty-приемы принцессы).
Еще одним обсуждаемым образом той эпохи было темно-синее платье в бельевом стиле, которое она надела на показ Christian Dior в 1996 году во время мероприятия Института костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Это был один из первых дизайнов Джона Гальяно для дома, и такое игривое модное заявление (если не сказать — раскованное) было еще одним важным шагом после развода. И хотя на тот момент она уже не исполняла королевские обязанности, она все еще оставалась частью семьи и матерью принцев, одному из которых суждено стать королем Великобритании. Поэтому на тот момент это был достаточно резонансный шаг и крайне смелый наряд.
Она начинает уверенно миксовать свои излюбленные британские лейблы с зарубежными. Диана настолько полюбила стеганую сумку Chouchou от французского Дома Dior, что в ее честь она была переименована в Lady Dior. Ее она носила, как говорится, и в пир и в мир (читайте также: Леди Диана и Lady Dior: история любви принцессы и сумки).
В 90-е команда итальянского бренда Versace прилетела в Лондон, чтобы организовать для Дианы примерку в Кенсингтонском дворце и выбрать несколько облегающих вечерних нарядов с драгоценными камнями, которые ей особенно пришлись по душе. Она стала настолько близка к самому Джанни Версаче, что одно из ее самых последних публичных выступлений состоялось на его похоронах в июле 1997 года. Сама Диана погибла в автокатастрофе спустя всего лишь полтора месяца после смерти итальянского дизайнера.
«Для нас с братом ее постепенная эволюция была увлекательнее любого сериала, — делилась Донателла Версаче, — но как икону стиля мы стали воспринимать ее еще в 1991 году, после съемок обложки Harper’s Bazaar. Джанни сшил для Дианы обтягивающее голубое платье с золотыми запонками, а Сэм Макнайт сделал ее иконическую стрижку короче и зализал волосы назад. В таком виде она позировала Патрику Демаршелье — раскрепощенная, сильная, способная взять свою жизнь в собственные руки. „Фирма“, как она называла королевскую семью, забрала у нее титул, но Ди доказала, что никогда в нем и не нуждалась».
«Хотя в то время были определенные тенденции, в одежде, которую она выбрала в 90-е годы, все же был элемент вневременности, — считает Линн. — И это именно то, что ставит ее в один ряд в моде с Джеки Кеннеди или Одри Хепберн». И несмотря на все ее модные эксперименты, она смогла аккуратно вплести рискованные наряды и довольно смелые для экс-королевской особы образы в классический гардероб. Настолько, что сейчас ему поют дифирамбы не меньше, чем 30 лет назад.
Фото: Getty Images