Бижутерия: история прекрасного «обмана» - «Мода»
За свою историю бижутерия из подделок под драгоценности и дешевых безделушек превратилась в самостоятельный и модный аксессуар. Богато украшенную бижутерию с крупными искусственными кристаллами можно без проблем комбинировать даже с базовой футболкой и джинсами — чего не скажешь, например, о роскошных сетах дорогих украшений, которые не всегда возможно носить повседневно. Однако несмотря на ряд неоспоримых плюсов, привыкали женщины к аналогам дорогостоящих камней довольно долго (читайте также: Как бриллиант стал самым желанным подарком: гениальный маркетинг, который изменил историю).
Имя одного из фактических основателей бижутерии и недрагоценных самоцветов связано, как часто это бывает в истории, с обманом, наживой и предприимчивым авантюристом. В XIX веке ювелир Жорж Фредерик Страсс изобрел технологию получения калиевого стекла, в котором содержание свинца превышало привычную концентрацию. А если придать такому хрусталю огранку, получается камень, который легко имитировал бриллиант.
Свое уникальное достижение мошенник и авантюрист Страсс использовал при производстве украшений и выдавал их за дорогие, мастерски выполненные ювелирные изделия. Его бижутерия была настолько качественной и неотличимой от настоящих драгоценностей, что легко вводила в заблуждение доверчивых любителей роскоши: выявить «стекляшку» без профессионального взгляда было практически невозможно. В свое время признания предприимчивый стеклодув так и не получил, но позже, уже после смерти Страсса, в его честь назвали всем известные стразы.
Однако всемирную известность камни из стекла получили благодаря чешскому инженеру Даниэлю Сваровски. В конце XIX века он спроектировал машину для шлифовки горного хрусталя и основал компанию Swarovski, которая сейчас стала одним из лидеров по производству изысканных камней, по блеску ничем не уступающим подлинным бриллиантам. Секрет производства и огранки высококачественного хрусталя до сих пор является тайной, которую владельцы компании тщательно оберегают. Конечно, такая технология просто не могла остаться без внимания модных дизайнеров (читайте также: Подруга ковбоя и жена мафиози: 10 модных трендов, которые задали молодые российские дизайнеры).
Внук основателя Swarovski придумал инновационную технику обработки кристаллов, блеск которых напоминал северное сияние — цвета менялись от нежно-зеленого до глубого синего и от насыщенного фиолетового до ярко-красного.
Эти магические переливающиеся кристаллы Aurora Borealis так очаровали Кристиана Диора, что он стал инкрустировать камнями не только украшения, но и расшивать ими кутюрные платья, создавая настоящие шедевры из ткани и искусственных камней. С этого момента бренд бренд Swarovski прочно обосновался в модной индустрии, а позже активно сотрудничал с Ивом Сен-Лораном, Эльзой Скиапарелли, Джанфранко Ферре, Джоном Гальяно, Рафом Симонсом и Марией Грацией Кьюри.
Однако еще до Кристиана Диора дизайнеры проявляли к искусной бижутерии большой интерес. В начале XX века модная революционерка Коко Шанель на личном примере показывала, как интересно можно носить бижутерию каждый день — более того, сама Шанель чаще отдавала предпочтение именно дешевым аналогам.
Ее украшения ничего не имитировали, не создавали иллюзию роскоши и совсем не пытались ввести кого-либо в заблуждение. Шанель убедила женщин в том, что в бижутерии не то что нет ничего постыдного, а умение носить ее ценится едва ли не больше, чем стилизация дорогих ювелирных изделий с рубинами, изумрудами и бриллиантами (читайте также: Бриллианты и власть: как Екатерина II использовала украшения для демонстрации своей силы).
Украшения для нее — это не способ продемонстрировать свое благосостояние, а часть образа. Сама Шанель нередко носила массивные серьги-пуссеты — например, с крупной искусственной жемчужиной, обрамленной множеством кристаллов из простого стекла. «Кто не умеет носить бижутерию — носит золото», — говорила она, буквально провозгласив эпоху модных «подделок». Именно благодаря ей в моду вошли броские и эффектные украшения, нити бус из искусственного жемчуга и цепей из недрагоценных металлов — колье-сотуары модный дом демонстрирует и сейчас, спустя век, причем выглядят они крайне актуально и современно.
Свою лепту в продвижение камней из стекла внесла и золотая эпоха кино. Например, в одной из сцен фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» Мэрилин Монро поет знаменитую строчку: «Лучшие друзья девушек — это бриллианты» — при этом сама актриса в кадре носит Swarovski. А в 1962 году культовая актриса на 45-летии Джона Кеннеди спела песню «Happy Birthday Mr. President», облачившись в платье, полностью усыпанное кристаллами Swarovski — с этого момента возрастающую популярность «поддельных» камней было не остановить (читайте также: Драгоценности Мэрилин Монро: что кинодива носила в жизни и на экране).
Почитательницей бижутерии была и принцесса Диана: имея огромный арсенал украшений с недрагоценными камнями, носила она их не только повседневно, но и гордо надевала на светские приемы. Так, много шума в прессе наделали серьги с искусственным жемчугом за 50 фунтов стерлингов из небольшого магазинчика Butler & Wilson, куда принцесса регулярно наведывалась за новой порцией бюджетных украшений.
Кроме них, принцесса Уэльская часто носила массивные броши, усыпанные бисером, броские заколки со стразами, бессчетное количество сережек с поддельными камнями — и все эти драгоценности были едва отличимы от настоящих бриллиантов и жемчуга (а многие и вовсе до сих пор остаются загадкой для ювелирных мастеров: настоящие или все же подделка). Читайте: Не все то золото: как принцесса Диана выдавала дешевую бижутерию за дорогие украшения
В современной истории подобный реверанс в сторону менее дорогостоящей бижутерии делала и Мишель Обама. Во время торжественного приема в резиденции американского посла в Лондоне супруга тогда еще президента США Барака Обама надела черное платье в пол от Ralph Lauren и дополнила массивным колье Tom Binns, которое на деле оказалось бижутерией (читайте также: От Жаклин Кеннеди до Мишель Обамы: 6 Первых леди США ирландского происхождения).
Помимо этого, в шкатулке бывшей первой леди — огромное количество бюджетных бус, сережек и брошей от американских брендов Kimberly MacDonald, Nava Zahavi, Miriam Haskell и Erickson Beamon — их она надевает и на торжественные ужины, и на роскошные приемы, не боясь выглядеть безвкусно.
Среди звезд главными почитателями стали любительница эклектики Сара Джессика Паркер, эпатажная дива Lady Gaga, поп-икона Бейонсе, а также певица Дженнифер Лопес — преданная любительница бренда Swarovski. Такая бешеная популярность бижутерии объясняется легко: носить ее проще, чем роскошные ювелирные сеты, как повседневно, так и с кутюрными платьями.
А дизайнеры и вовсе предлагают нам не мыслить шаблонами и забыть про правило «в одном образе — не больше трех украшений». Сейчас запросто можно снимать одну серьгу из набора и комбинировать с другими сетами, создавать эклектичные ансамбли с винтажными украшениями, искусственным и натуральным жемчугом, не задумываясь о том, как подобрать камни по цвету, и без сожаления разбивать единые сеты на составляющие.
Правила, которые определила еще Коко Шанель (а, точнее, их полное отсутствие), актуальны и сейчас: сто лет назад модельер советовала миксовать ювелирные изделия с бижутерией — и женщины покорно на это согласились. Из арсенала кутюрье на заметку берем и любовь к гротеску: бессчетные ряды бус и цепочек, большое количество колец, акцентных перстней и разнофактурных браслетов (как броских, так и минималистичных), будто собранных из разных сетов. Универсальным приобретением станет брошь: она сможет украсить не только лацкан жакета или пальто, но и дополнит головной убор или платок, повязанный вокруг шеи (читайте также: Самые модные украшения осени и зимы 2024/25: серьги, браслеты и броши).
Главное правило сейчас — это забыть о любых правилах и носить украшения так, как только заблагорассудится. Любителям минимализма — аккуратные цепочки и пары сережек, украшенных минимальным количеством страз. А тем, кто предпочитает эпатажные аксессуары — броские, яркие и эксцентричные сеты из statement-украшений, не подчиняющихся никаким запретам в стилизации.
Фото: Getty Images, архив пресс-служб